Людмила Кузнецова
Проект «Волшебный мир театра!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир театра!»
Авторы проекта: творческая группа музыкальных руководителей ДОУ
г. Никольское, п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области
Руководитель творческой группы: Кузнецова Л. М. (МКДОУ №38 г. Никольское)
1. Актуальность темы. «Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов).
Публикация «Проект „Волшебный мир театра!“» размещена в разделах
Современное общество выдвигает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой, общественно активной личности. Такая личность способна стать творцом, деятелем, осознанно выдвигающим цели, намечающим пути и средства их достижения в самых различных сферах жизни.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Занятия театральной деятельностью способствует проявлению любознательности, усвоения новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости. У ребенка развивается смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Выступления перед зрителями способствуют раскрепощению ребенка и повышению его самооценки.
В дошкольных учреждениях города Никольское театрализованной деятельности детей уделяют особое внимание. На заседании МО музыкальные руководители решили сделать совместный проект «Мир театра» в рамках фестиваля детского творчества «Планета детства».
2. Цели, задачи и содержание проекта. Цель проекта: создать условия для раскрытия духовного и творческого потенциала ребенка, приобщения его к «волшебному миру театра», социализации.
Задачи проекта:
• Формировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, образное мышление.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Учить строить диалог.
• Пополнять словарный запас.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
• Вид проекта – художественно - творческий, групповой, комплексный.
• Продолжительность – долгосрочный.
• Образовательная область - художественно – эстетическое развитие.
• Участники: дети 6-7 лет, музыкальные руководители, воспитатели, родители воспитанников ДОУ г. Никольское, п. Ульяновка.
3.Ожидаемый результат:У детей сформируется эстетическое отношение к искусству, представление о театре, о его разновидностях.
Дети научатся инсценировать знакомые сказки, занимательные сценки, песни, потешки.
Дети научатся проявлять доброжелательность, альтруистические тенденции в поведении.
Разовьются интеллектуальные, инструментальные, художественные и социальные задатки детей.
Улучшится психологическое здоровье детей.
3. Этапы реализации проекта:1) Подготовительный. Организационное заседание МО музыкальных руководителей. Разработка плана общего проекта «Волшебный мир театра!». Срок: сентябрь – октябрь 2012 г.
Ответственные: руководитель МО Кузнецова Л. М. (МКДОУ №38 г. Никольское).
2) Основной. А) В каждом ДОУ конкретизация плана проекта, разработка и реализация перспективного планирования театрализованной деятельности с включением ее в различные виды образовательной деятельности и работу специалистов. Виды образовательной деятельности: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над спектаклем, показ театрализованных постановок на праздниках и развлечениях, поездки на детские представления в театры Санкт – Петербурга.
Ответственные: воспитатели групп старшего дошкольного возраста и музыкальные руководители.
Срок: октябрь 2012 – апрель 2013 г.
Б) Привлечение родителей к реализации проекта (изготовление игрушек, кукол, костюмов, декораций, участие в постановках родительского театра «Теремок»).
Ответственные: музыкальные руководители, воспитатели групп старшего дошкольного возраста.
Срок: октябрь 2012 – апрель 2013 г.
В) Составление сценария фестиваля детского театрального творчества, где каждый театральный коллектив (группа детей ДОУ) представляет свой номер.
Ответственные: Кузнецова Л. М. (музыкальный руководитель МКОУ №38).
Срок: март 2013 г.
3) Заключительный. Фестиваль «Волшебный мир театра».
Ответственные: Музыкальные руководители, педагоги ДОУ.
Дата проведения : 18 апреля 2013 года. Место проведения: МКДОУ № 38 г. Никольское
Подготовка к фестивалю:-Проведение репетиций с ведущими и главными героями фестиваля согласно сценарию.
Ответственные: старший воспитатель МКДОУ № 38 г. Никольское Соловьёва М. А., музыкальные руководители Кузнецова Л. М.
- Оформление музыкального зала и фойе, стендов.
Ответственные: старший воспитатель МКДОУ № 38 г. Никольское Соловьёва М. А., музыкальные руководители Кузнецова Л. М. и Шаркова В. Б.
- Оформление выставки театральной атрибутики «Разные виды театра», творческих детских и семейных работ «Сказки живут рядом с нами».
Ответственные: старший воспитатель МКДОУ № 38 г. Никольское Соловьёва М. А.
- Проведение районного конкурса ««Сказки живут рядом с нами».
Ответственные: районный методист по дошкольному образованию, старший воспитатель МКДОУ № 38 г. Никольское Соловьёва М. А.
- Проведение районной конференции по художественно – творческому развитию детей.
Ответственные: районный методист по дошкольному образованию, старший воспитатель Соловьёва М. А.
Музыкально – литературный материал, подготовленный ДОУ к фестивалю:МКДОУ №10: Танец «Чайки над морской волной».
Танец «Молога – река» (исполняет Саша Смирнова).
Центр развития ребенка МКДОУ №11: 1. Сценка «Лимония и Малышка» (для больших штоковых кукол по стихотворениям Саши Черного «Приставалка» и Тима Собакина «Желание»).
2. «Русский хоровод» Ирина Койвонен.
МКДОУ №18: Сценка «Путешествие по сказкам».
МКДОУ №34: Танец «Аленушки». Муз. И СЛ. К. Минина.
МКДОУ №38: 1. Сценка «Заяц и Лиса». Д. Хармс.
2. Песня «Раз ладошка, два ладошка», муз. Е. Зарицкой.
3. Сценка «Древняя Греция». Муз. Н. Теодоракиса.
4. Вальс «Шутка» Д. Шостаковича (оркестр детских
музыкальных инструментов).
5.«Танец солнечного лучика». Муз. Д Шостаковича.
6. Сценка «Скоморох Петрушка».
МКДОУ № 2 п. Ульяновка: Сценка «Весна». Русская народная музыка.
Все участники фестиваля: «Финальная песня артистов». Музыка
О. Юдахина, Н. Соловьева. Слова Ю. Энтина.
ПриложениеСценка «Весна» МКДОУ №2 п. Ульяновка
Звучит русская народная песня «Во саду ли, в огороде» (грамзапись, минусовка). Выходит девочка Аленушка (в сарафане, на голове повязан платок).
Аленушка – Весна, весна красна!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Выходят 4 девочки в сарафанах, на голове – веночки и поют закличку (по очереди).
1. Ой, кулики, жаворонушки,
2. Прилетайте к нам в одонушки.
3. Летел кулик из – за моря,
4. Принес кулик девять замков.
Все - Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!
Звучит отрывок песни «Во саду ли, в огороде», выходит девочка – Весна.
Аленушка – Весна, весна, на чем пришла?
Весна - На сошечке, на бороночке!
Все девочки- Весна, весна, на чем пришла?
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке!
Девочки исполняют хоровод «Земелюшка - чернозем» русская народная мелодия.
Сценка «Лиса и заяц» МКДОУ №38 г. Никольское
Д. Хармс
Действующие лица: Рассказчик, лиса Рыжий хвостик, заяц Серый хвостик.
Лиса сидит за столом, расчесывает свой хвостик. К воображаемому домику лисы подбегает заяц, стучит.
Рассказчик: Как – то зайчик Серый хвостик
Прибежал к лисице в гости:
Заяц: «Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Рассказчик: Вдруг он слышит:
Лиса: «Что за стук? Видишь: поздно, скоро ночь,
Уходи-ка лучше прочь!»
Рассказчик: Зайчик думает:
Заяц: «Постой, я ведь тоже не простой».
Меняются местами, заяц сидит за столом и «грызет» морковь, к домику подбегает лиса, стучит. Рассказчик: Вот лисица Рыжий хвостик
Прибежала к зайцу в гости:
Лиса: «Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Рассказчик: Отвечает зайчик вдруг:
Заяц: «Нет, голубушка, шалишь, слишком рано ты стучишь!»
Рассказчик: И с тех пор два лучших друга
Вечно злятся друг на друга.
Заяц и лиса сердито отворачиваются друг от друга.
Сценка «Лимония и Малышка» МКДОУ №11 г. Никольское
Действующие лица: Мама-гусеница –Лимония; Дочь-гусеница – Малышка.
Открывается занавес. На сцене – декорации поляны цветов. Они как маленькие ширмочки, дети за ними сидят на коленях и держат куклы – Лимонию и Малышку.
Звучит песня «Я на солнышке лежу» из м/ф «Львенок и черепаха», гусеница Лимония танцует.
Звучит веселая музыка. Появляется гусеница Малышка и бежит к своей маме – Лимонии.
Малышка: Отчего у мамочки на щеке две ямочки?
Отчего у кошки вместо ручек ножки?
Отчего шоколадки не растут в кроватке?
Отчего у птичек нет рукавичек?
Отчего лягушки спят без подушки?
Малышка с каждым вопросом забегает спереди мамы, Лимония после каждого вопроса вздыхает и отворачивается.
Лимония: От того, что у моей дочки
Ротик без замочка!
Малышка: Зачем на ротик мне замочек?
(Удивленно вертит головой).
Лимония: Иди, дочка, погуляй, на полянке поиграй!
Малышка: Хорошо, мамочка!
Под ту же музыку, что вначале, Малышка убегает и прячется за цветами.
Звучит мелодия танго.
Лимония (мечтательно):
Мне хочется в поле пожить красивой ромашкой
И хочется крепко дружить со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять, услышав мычание,
И чтобы корова меня не съела нечаянно.
(Тим Собакин «Желание»).
Звучит музыка, Малышка выбегает к маме на полянку.
Малышка: Мама, мамочка моя,
Очень я люблю тебя!
Гусеницы прислоняются друг к другу щеками, покачиваются из стороны в сторону.
Вместе: Дом наш - лес, деревья, травы,
Солнце, поле и цветы.
Как прекрасен этот мир!
Лучше дома не найти!
Сценка «Путешествие по сказкам» МКДОУ №18 г. Никольское
На вступление «Сказка, приходи» (фонограмма, выходят дети, встают врассыпную.
1: Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет.
2: Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Все: Это сказок хоровод!
3: Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком живет.
4: Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил,
5: Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил.
6: Ну, садитесь, слушайте. Где сами, где с подсказкой
Мы придумаем вам сказки.
7: Волшебство скорей начнись – сказка первая явись!
Кукольная миниатюра «Заяц, волк и лиса»
На ширме появляется Заяц.
Заяц: Я – Заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К весне, ребята, посерел, шубку новую надел.
Я хоть и не трус, но всегда всего боюсь.
Фонограмма «Вой волка».
Заяц: Ой! Ой! Ой! Волк идет! Спрячусь поскорей!
Заяц прячется (накрывает себя тканью, на ширме появляется Волк.
Волк: Теленок! Барашек! Зайчонок!
Идите, котлетки, сюда!
Я вас обожаю с пеленок,
Съедаю везде и всегда!
Я волком работаю в сказке,
Вот так мои зубки стучат,
Горят мои страшные глазки
И страшные ушки торчат!
Вы Зайца не видели?
Весь день за Зайцем гонялся. Умаялся!
Сяду, посижу! Вот бугорок удобный!
Садится на бугорок (накрытый Заяц, бугорок отодвигается, Волк сердится, Заяц убегает.
Волк: Ну, Заяц, погоди!
На ширме появляется Лиса.
Волк: Здравствуй, Лисонька – краса!
Лиса: Здравствуй, Серый, как дела?
Волк: У меня тоска да бессонница!
Волку голодно! Волку холодно! У – у – у – у!
Лиса: Ай – ай! Как же волку помочь?
Волк: Ой, Лисонька, помоги!
Лиса: А я – лисичка тоже не простая.
Поглядите, шубка золотая!
Танцевать я мастерица,
День и ночь могу кружиться!
Начинаем танцевать, только, чур, не унывать!
Волк: Девочки, не бойтесь! Мальчики, успокойтесь!
Я не злой совсем, никого не съем!
Звучит русская плясовая, лиса с волком танцуют, уходят.
Ребенок: Что ждет нас впереди? Сказка новая, приди!
Под музыку выходит Машенька (девочка с платковой куклой, садится на пенек.
Прилетает Баба – Яга (девочка).
Баба – Яга: Здравствуй, Маша, как дела?
Ты зачем сюда пришла?
Машенька: Где, Ванюша – братец мой! Заберу его домой!
Баба – Яга: Ишь, чего ты захотела, Ванька нужен мне для дела!
Буду я его растить! Буду я его кормить!
А как станет он большой –
Будет Ванька мне служить!
Будет печку топить, будет кашу варить!
Будет песни распевать, Бабку - Ежку развлекать!
Машенька: Ой, бабулечка- Ягуша! Пожалей-ка ты Ванюшу.
Для тебя я послужу, дом в порядок приведу.
Нас с Ванюшей отпусти!
Баба – Яга: Нет, девчонка, не проси, а впрочем … службу тебе дам,
Выполнишь – свобода вам! Хочу играть!
Машенька обращается к детям, приглашает их поиграть в игру-дразнилку «Баба Яга».
Игра-дразнилка «Баба Яга».
Баба – Яга: Я была всегда, конечно, старушонка злая,
Но теперь, на радость всем, стала я другая…
Добрая такая!
Ребенок: Вот и прекрасно! Снова сказка кончилась добром.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа,
И на любые испытанья согласны храбрые сердца!
СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ «МИР ТЕАТРА»
В зал входят воспитатель и несколько детей МКДОУ №18 г. Никольское
1 – ребенок - Светлана Алексеевна! Вы обещали, что мы будем сейчас играть.
Воспитатель - Да, конечно, мы поиграем, но это будет особенная игра, а называется она «ТЕАТР».
2 – ребенок – Знаем, мы были в театре!
3 – ребенок - А я знаю, что в театре играют актеры!
Воспитатель – В страну театра мы открываем дверь.
И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.
И взрослые, и дети дадут тебе ответ,
Что лучше, чем театр, страны на свете нет!
4 – ребенок - Сегодня в зале будет праздник
И будет много здесь детей,
И будет здесь гостей немало,
Немало шума и страстей!
Дети и воспитатель садятся. Выходят Анфиса М. и Андрей Л. (МКДОУ №38)
Анфиса - Театр! Какое это слово!
Это праздник, это торжество!
Андрей - И в зале зрителей немало.
Все ожидают волшебство!
Дети МКДОУ №38 исполняют танец «Хлопайте в ладоши», музыка Е. Зарицкой. Все садятся, остается Арина А. и Артем Б.
Артем - Да, здесь вполне прилично,
Сегодня время проведем отлично!
Арина - Чтоб от души повеселиться,
Нам помощь Феи пригодится.
Чтоб свершить чудесное путешествие,
И будет оно интересное!
Артем - Пора часам пробить двенадцать раз…и
Золотая Маска здесь появится у нас.
Звучит запись – «часы бьют 12 раз». Под музыку появляется Золотая Маска.
Золотая Маска - Я вас приветствую, друзья!
Меня вы знаете, ведь Золотая Маска я!
В моей стране все ново, интересно,
Однако, много неизвестно!
Пойдемте все со мной, я приглашаю,
Ведь я в театр уже давно играю.
В моей стране живут удивительно добрые и талантливые люди. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться красиво, любят музыку и стихи. Эти люди – актеры!
О них идет слава по всему миру. И мы называем этот мир театром!
Ребята! А какие еще театральные профессии вам знакомы?
1 - В театре работают костюмеры!
2 - Художники, бутафоры, осветители!
3 - Есть еще директор театра, а спектакли ставят режиссеры!
4 - А еще есть музыканты!
Золотая Маска - А что же делают на сцене актеры?
Дети – Они играют свои роли, танцуют и поют!
Золота Маска - Значит, в спектаклях обязательно звучит музыка и, часто, исполняет ее оркестр музыкантов, который располагается рядом со сценой. Оркестр, на сцену! Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете? А у кого дома есть музыкальные инструменты?
Ответы детей. В это время оркестр готовиться к выступлению.
Золотая Маска - «Танец солнечного лучика», композитор Дмитрий Шостакович, исполняет старшая группа МКДОУ №38 г. Никольское.
Выступление детей.
Золотая Маска - А знаете ли вы, друзья, где появились первые театры?
Дети - В древнем Египте. В древней Греции.
Золотая Маска - На несколько минут представьте, мы в древней Греции. Звучит греческая народная музыка. Мы увидим двух девушек, одна несет в кувшине воду, другая играет на лире. Лира - древнегреческий струнный инструмент. В тени оливковых деревьев древнегреческий поэт Софокл сочиняет трагедию «Царь Эдип» для театра.
(Сценку «Древняя Греция» показывает МКДОУ №38. Все участники одеты в наряды, стилизованные под греческий национальный костюм).
Звучит музыка М. Теодоракиса «Сиртаки», по залу проходят две девушки, у одной в руке старинный кувшин, у другой – лира (сделана из плотного картона по образцу настоящей лиры, выкрашена в золотистый цвет, останавливаются у центральной стены. Входит Софокл, у него в руках свиток бумаги и гусиное перо.
Софокл: «Властитель края нашего, Эдип!
Ты видишь – мы сидим здесь, стар и млад:
Одни из нас еще не оперились,
Другие годами отягчены –
Жрецы, я – Зевсов жрец, и снами вместе
Цвет молодежи. А народ, народ в венках…».
Под музыку «Сиртаки» девушки и мальчик - Софокл уходят.
Золотая Маска - Ребята, а какое же действо было первым театром на Руси?
Дети - Хоровод!
Золотая Маска - Правильно! Круг - хоровод. Его водили под сопровождение песен, среди исполнителей выделялись умелые и талантливые люди - скоморохи, которые украсили хоровод танцевальными движениями, песенными играми, веселыми сценками.
Золотая Маска - Встречайте! Скоморох Петрушка!
Выбегает скоморох Петрушка.
Петрушка - Эй, мальчишка, из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок!
А коль зовут меня Петрушка,
Я пришел к почтенной публике без подушки!
Золотая Маска - А зачем ты сказал, что без подушки?
Петрушка - Для рифмы, чтобы было складно!
(Обращается к гостям)
Почтенная публика! Не пожалейте бублика!
Билеты в балаган покупайте, не задерживайте, давайте!
Собирает бублики у гостей и за это раздает им билеты.
- Девицы - красавицы, в круг вставайте!
Хоровод затевайте!
Дети заводят хоровод. МКДОУ №11 г. Никольское.
Золотая Маска - Я знаю, в детском саду вы познакомились с различными видами театра (можно показать).
- Научились и сами показывать представления. Приглашаю на сцену артистов детского сада №2, п. Ульяновка.
Дети показывают сценку «Весна».
Золотая Маска - Балет – это вид сценического искусства, основой которого является музыка и танец.
Балет – особый, чудный мир,
Волшебной сказки воплощенье,
Балет – прекрасный наш кумир…
Прыжок, полет, полет, вращенье.
Дети МКДОУ № 10 г. Никольское показывают балетный номер
«Чайки над водой» Музыка С. Смирнова.
Золотая Маска - Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что Кукольный театр – это самый любимый вид театра для детей. В умелых руках артистов куклы оживают и увлекают нас в мир сказки и волшебных приключений. Встречайте артистов детского сада №18.
Сценка «Путешествие по сказкам». МКДОУ №18 г. Никольское.
Золотая Маска - А следующий номер объявят сами артисты. Встречайте, детский сад №34.
Девочка: ТАНЕЦ «КУКЛы».
Золотая Маска - Объявляю для всех ребят «Музыкальную разминку». Становитесь врассыпную.
Разминка. Все исполняют танец «Детский сад» (сборник «Кукоша»).
Золотая Маска - Эта история произошла в лесу. Вы узнаете, почему поссорились два лучших друга. Сценка «Волк и Лиса». Детский сад №38.
Выступление МДОУ№38 г. Никольское.
Золотая Маска - В России много рек. И есть такая река – Молога, вы слышали о ней? Я тоже ее не знаю. А вот дети детского сада №10 познакомят нас с этой удивительной рекой.
Танец «МОЛОГА- РЕКА».
Золотая Маска - Танец девочек, кукол – марионеток, мы уже видели. А сейчас я приглашаю на сцену артистов с настоящими куклами – марионетками. МКДОУ №11 г. Никольское, сценка «Лимония и Малышка». (Сборник «Кукляндия»)
Золотая Маска - Ребята! Я не знаю, кем вы станете, когда будете взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, интересными, талантливыми людьми. И любовь к театру у вас осталась на всю жизнь. Что вы скажете на прощанье?
1 - ребенок Я напишу комедию чудесными стихами,
Сыграем мы ее в театре, конечно, вместе с вами!
2 - ребенок Я буду одевать артистов всех по - последней моде.
Придумаю костюмы я
Для сказочных зверей,
НЕ существующих в природе!
3 – ребенок Я город построю на сцене,
Актеры там будут творить.
Он красками весь заиграет,
Герои в нем будут дружить!
4 - ребенок Чудесную песню споем мы –
Я зрителям звуки дарю.
И будут все музыку слушать,
Которую я сочиню!
Золотая Маска - Как хорошо, что есть ТЕАТР!
Все поют «Заключительную песню артистов». (Автор неизвестен).