Наталья Гринько
Проект «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы исследовательского проекта – воспитанники средней группы, руководитель работы Гринько Н. Ю
Введение
Мы живём в удивительном мире звуков. Они окружают нас всегда и везде:
дома и на улице, в поле и в лесу…Каждая вещь, каждый предмет имеют свой неповторимый голос – нужно просто тихонечко дотронуться до вещи, и звуки «оживут». А ведь звуки – это музыка!
Актуальность. В век компьютерных технологий мы проявляем мало инте-
реса к красоте окружающей нас действительности, к миру звуков.
Публикация «Проект „Волшебные звуки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Проблема. Мы обратили внимание на то, что мы не знаем, как звучат окру-
жающие нас предметы, что это за голоса.
Красивы ли они?
Объекты исследования: окружающие нас предметы – сухие листья, соло-
менная корзинка, фантики от конфет, пустые стеклянные прозрачные чашки, стеклянные чашки, наполненные водой.
Предмет исследования: звуки шумовые и музыкальные.
Цель исследования: узнать, какие звуки издают окружающие нас пред-
меты.
Задачи: изучить, как звучат окружающие нас предметы; сравнить звуки раз-
ных предметов; выделить шумовые и музыкальные звуки; создать оркестр.
Гипотеза: если каждый предмет имеет
свой неповторимый звук, то можно создать музыку.
Методы исследования: эксперимент; сравнение; анализ.
Новизна исследования: звук каждого предмета может быть музыкой.
Резульаты работы: мы научились выделять и характеризовать звуки разных предметов, обогатили слуховые и тактильные ощущения.
Основная часть
Теоретическое обоснование
Звук – это то, что мы слышим. Стук молотка – это звук, шелест листьев – тоже звук. А вы когда-нибудь прислушивались к тому, как скрипит снег? А ведь ветер – самый выдающийся певец в природе. Музыка ветра может быть тихой и нежной, а может быть тревожной и грозной. И все это огромный мир звуков. Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки? По весне капель…
Это струны ливня, это первый гром,
Звуки, звуки, звуки кругом…
Когда мы говорим, кричим, громко смеёмся или что-то шепчем – всё это
звуки, которые слышим и мы, и те, кто нас окружает. Но это не музыкальные
звуки, а шумовые. Каждый музыкальный звук обязательно должен обладать высотой. Если не было бы звуков, не было бы музыки.
Практическое обоснование
1-й этап. Данное исследование заключалось в изучении звуков окружаю-
щих нас предметов. Толчком к экспериментированию послужило знакомство
на занятии с высокими и низкими звуками музыкального инструмента форте-
пиано, а также игра на ложках, где мы услышали стучащие шумовые
звуки деревянных ложек. Для экспериментирования мы приготовили сухие
листья, фантики от конфет, стеклянные чашки. Чтобы исследовать звучание сухих листьев, мы потерли листья между двумя ладонями и услы-
шали шуршащий звук. Для того чтобы исследовать, какой звук у фантиков
от конфет, мы их просто помяли в руках и услышали шелестящий звук. Чтобы узнать, какой звук у стеклянных чашек, мы постучали пластмассо-
вым молоточком по пустым чашкам и услышали
звенящий звук.
После первого эксперимента сделали вывод, что у каждого предмета свой звук : у сухих листьев звук шуршащий, у соломенной корзинки – скрипящий, у фантиков – шелестящий, у стеклянной бутылки – звенящий. Эти звуки не имеют высоты, значит, они шумовые. А если есть звук, значит, есть
и музыка, и мы создалишумовой оркестр из фантиков.
2-й этап. Практическое исследование
Вторым шагом исследования стал эксперимент с чашками. В одну из бутылок мы налили немного воды и решили узнать, как будут звучать чашки. Постучали молоточком по чашкам и услышали разные звуки : пустая чашка издавала высокий звук, а чашка с водой издавала звук более низкий.
Вывод: чашки звучат по-разному, мы услышали звуки, разные по высоте.
Вывод: эксперименты показали, что у каждого предмета свой звук, а если есть звук, значит, есть и музыка.
Заключение
В результате изучения и исследования данной темы можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, были
реализованы.
Целью данной работы было изучение звуков, которые издают окружающие нас предметы. В ходе проведённых экспериментов дети научились выделять, характеризовать звуки разных предметов и импровизировать.
В результате экспериментов было установлено, что каждый окружающий нас предмет имеет свой неповторимый звук. Была дана характеристика
звукам разных предметов : у сухих листьев – звук шуршащий, у фантиков – звук шелестящий, у стеклянных чашек – звук звенящий.
Дети научились различать шумовые и музыкальные звуки. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена полностью. Мы узнали, что каждый предмет имеет свой звук, а если есть звук,
то есть и музыка. Считаем, что проведённое исследование помогло детям лучше узнать и изучить звуки окружающих нас предметов. Также иссле-
дование дало детям уникальную возможность самим потрогать эти предметы, поиграть с ними.
В результате обогатились слуховые и тактильные ощущения детей, значительно улучшился тембровый слух.
Создана игра «Найди пару по звуку».
Гайда ЛАГЗДЫНЬ
Песенка маленького ветерка
Я – маленький свежий малыш-ветерок,
Мой путь к вам, ребята, совсем недалё к:
Родился я в поле, где травы цветут,
Где птицы щебечут, где пчёлы поют,
Где солнце лучами играет с росой,
Где бегает мальчик по травам босой,
Где просыпается утром земля
И свежестью дышит, встречая меня.
Я – маленький свежий малыш-ветерок,
Мой путь к вам, ребята, совсем недалёк.
Сверчки поют по ночам
Сверчок за печкой
Живёт со свечкой.
Когда темно,
Открыв окно,
На крошечной скрипке
Из тоненькой липки,
Взяв в руки смычок,
Играет сверчок.
Всю ночь напролёт
Скрипка поёт.
Светлана Калинина
Всегда природа звуками полна,
Поёт в природе даже тишина. Прислушайся - и зазвучит слегка,
Как песня, дуновенье ветерка,
И подпоёт журчанье ручейка,
Подаст свой голос бурная река.
Чарующей гармонии полны,
Мелодии волшебные слышны.
Несутся, льются отовсюду звуки,
Как страждущей души любовь и муки.
Мотив то полон грусти, то - возвышен,
И радость бытия, и плач в нём слышен.
Весною соловья раздастся трель,
Зимой завоет, засвистит метель.
Цикады летнею порой стрекочут.
Кричат у моря чайки и хохочут -
Гортанно, громко, с вечною тоскою,
Резвясь, летая над волной морскою.
Всё заглушив собою в поздний час,
Вдруг пустится надолго дождик в пляс.
Чечётку выбивая, мерно дышит,
По окнам барабаня и по крыше.
Ударят, как в набат, раскаты грома.
Как эта музыка нам всем знакома!
Своя мелодия в саду весной,
В осеннем шорохе листвы лесной.
Несётся сладостный напев над лугом.
И голова идёт от звуков крУгом!
Наполнен мир природы дивной песней.
Нет музыки прекрасней и чудесней!
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1880730/
«Назови звучащие предметы». Попробуй изобразить их звучание. Раскрась предмет, который не звучит.
Назови лишний предмет по звучанию? Какие звуки издают предметы?