Харькова Ирина Александровна
Проект «Звуки музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЗВУКИ МУЗЫКИ»
При формировании духовного мира ребенка, его личностных качеств огромное значение играет музыка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие и на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Публикация «Проект „Звуки музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
На сегодняшний день проективный метод является актуальным и эффективным в педагогической деятельности с детьми. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно развиваться.
Сегодня я хочу познакомить вас с проектом «Звуки музыки», который был реализован в нашем детском учреждении с детьми двух подготовительных групп (1 гр. и 2 гр.) Тема проекта родилась во время беседы о музыкальных инструментах после вопроса детей: «А какой музыкальный инструмент самый большой в мире?» Я предложила детям совместно с родителями найти ответ на этот вопрос. Энтузиазм, с которым отдельные семьи отнеслись к выполнению этого задания и подтолкнул меня к организации проектной деятельности.
Проект «Звуки музыки» был нацелен на развитие интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста через восприятие музыки и знакомство с музыкальными инструментами, развитие творческих способностей детей через интеграцию разнообразных видов искусства внутри художественно - эстетического направления. Участниками проекта стали педагоги, дети подготовительной группы и их родители.
Для реализации проекта были сформулированы задачи.
- формировать у детей интерес к классической музыке через восприятие музыки, знакомство с музыкальными инструментами.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, изобразительного искусства, - художественной литературы;
- формировать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыки, картин;
- познакомить детей со старинными музыкальными инструментами (орган, клавесин, историей их создания, способам звукоизвлечения, тембрами;
- пробудить у детей интерес к передаче музыкального образа через различные виды искусства;
- познакомить детей с танцевальной культурой эпохи барокко (менуэт, гавот);
- пробудить у детей интерес к поисково - познавательной деятельности;
- привлечь родителей к сотрудничеству при формировании музыкальной культуры ребенка.
Использование в проекте разных видов деятельности не только обогащает у дошкольников их представления, развивает восприятие, воображение, но и усиливает интерес детей к музыке, к творчеству, развивает их эстетические чувства и творческую активность.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, позволяет глубже изучить предмет. Например, слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер и средства музыкальной выразительности, но и одновременно знакомится с эпохой его создания, с биографией композитора, с музыкальными инструментами, с произведениями изобразительного искусства, поэзии, которые помогают дополнить восприятие.
Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребенку в полной мере проявить самостоятельность в выборе проблемы для проекта и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Эффективность работы над проектом увеличивается при активном участии в проекте педагогов и родителей. Чтобы привлечь родителей к участию в проекте были напечатаны буклеты - приглашения, которые содержали информацию о проекте, рекомендации о том, как помочь детям найти ответы на проблемные вопросы, использовать возможности мегаполиса для приобщения дошкольников к классической музыке. Также более подробная информация по теме проекта была представлена в уголках для родителей, на информационных стендах и на сайте ДОУ.
Подготовительный этап.
После того, как были определены тема цель проекта, я совместно с детьми и педагогами разработали этапы проекта и способы его реализации. Был проведён мониторинг с целью определения уровня знаний детей по теме проекта. Подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги.
Знакомство с музыкальными инструментами
По мере знакомства с органом, дети узнавали: как звучит этот инструмент, историю его создания; как играют на органе, откуда берется звук; познакомились с композиторами, писавшими музыку для этого инструмента. Дошкольники знакомились с эпохой расцвета органной музыки – эпохой «барокко». Архитектура, интерьеры, костюмы, танцы той эпохи вызвали неподдельный интерес у детей. У них все больше возникало вопросов, ответы на которые они находили у взрослых, которые в свою очередь, тоже начали проявлять неподдельный интерес к теме проекта.
Можно долго на словах рассказывать какой это инструмент, как на нем играют, или один раз увидеть. Использование технических средств и видео материалов очень обогатило восприятие детей. Во время просмотра мультимедийной презентации дети увидели великое множество органов, их величие и великолепие. Познакомились с техникой игры на этом музыкальном инструменте. Познавательная активность детей очень возросла. Некоторые из них начали просить родителей, послушать дома органные произведения.
Эпоха «барокко» неразрывно связана с еще одним клавишным музыкальным инструментом – клавесином. Знакомство с ним началось со слушания музыкального произведения Ф. Куперена «Кукушка». На видео презентации дети увидели огромное разнообразие клавесинов, их богатое убранство, декоративные росписи на крышке, познакомились с его устройством и особенностями звукоизвлечения. Сравнивали устройство органа и клавесина, их тембр. Смотрели и слушали на видео, как музыканты играют на этом инструменте произведения: «Тамбурин», «Маленькие ветряные мельницы», «Жнецы». При прослушивании этих произведений, детям были так же представлены произведения изобразительного искусства, на которых были запечатлены жанровые сцены той эпохи.
Творческий этап
Творческий этап стал непосредственным продолжением предыдущих этапов проекта. Слушая музыку, дети узнавали по звучанию музыкальный инструмент, определяли характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, выражали свое отношение к прослушанным произведениям.
Посмотрев видеоролик, «Придворные танцы эпохи барокко под музыку Генделя» дети с удовольствием фантазировали, придумывая свой танец.
Оформление выставки детских работ по теме «Звуки музыки», изображения музыкальных инструментов.
Участие в проекте родителей
Одним из творческих продуктов проекта стало создание серии альбомов «Музыкальные инструменты» и альбома «Историко-бытовые танцы», информацию и иллюстрации для которых приносили родители. На время участия в проекте альбомы находились в помещениях групп, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать репродукции, обобщать, вместе с педагогами, полученные знания, использовать материал для создания творческих работ. По окончании проекта альбомы были переданы в музыкальный зал.
Итоги проекта
В результате проекта :
- повысился интерес к классической музыке у детей - 89%;
- 68 % семей стали активными участниками проекта;
- на 34 % повысилось количество семей, заинтересованных в приобщении детей к классической музыке;
- собраны и систематизированы видео и печатные материалы по тематике проекта;
- дети стали участниками творческих выставок поделок и рисунков;
- повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания детей.