Наталья Прышкина
Проект «Волшебница-вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
[
b]Введение. [/b]
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Волшебница-вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Необходимые условия реализации проект:
1. Интерес детей и родителей.
2. Методические разработки
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Методы проекта.
1. Эксперимент
2. Наблюдение
3. Беседа
4. Анализ и обобщение результатов.
Теоретическая база опыта.
1. Закон об образовании.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Извлечение из Письма Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2011 г. «90/30-16.
Паспорт проекта «Волшебница – вода»
Тема Волшебница -- вода
Объект исследования Вода
Вид проекта Исследовательско-творческий
Сроки реализации Среднесрочный, 1 месяц
с 02.04.18 по 27.04.18
Участники проект Воспитатели, дети 6-7 лет, родители.
Образовательная область Познание
Цель проекта Расширение знаний о свойствах воды и ее значении в живой природе.
Задачи проекта 1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований, опытов.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к водным ресурсам.
Интеграция Познавательно-речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта Выставка-конкурс продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста «Опыты с водой»
Этапы проекта Подготовительный этап:
• определение актуальности темы,
• предложение идеи детям о предстоящем проекте,
• анкетирование родителей,
• обозначение цели и задач,
• обзор методической литературы, поиск пособий для детей,
• определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап:
Проведение мероприятий по работе с детьми:
• Чтение художественной литературы.
• Беседы о воде,
• НОД по аппликации, рисованию.
• Рассматривание альбомов и картин.
• Наблюдение за рыбками в аквариуме.
• Дидактические игры.
• Динамические паузы.
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Эксперименты в детском саду».
Консультация для воспитателей «Уголок экспериментирования в детском саду»
Совместная работа детей и родителей в домашних условиях «Эксперименты с водой»
Заключительный этап:
Презентация опыта на научно-методической конференции «Акция «Чистая вода – 10 лет»;
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
Ожидаемые результаты • расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
• развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
• воспитать бережное отношение к воде.
Реализация проекта.
Направление Виды детской деятельности
Познавательная область - Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вода и ее свойства»
-Эксперименты с водой: «Чем пахнет вода?», «Есть ли у воды цвет», «Опыт с виноградом», «Если у воды вкус?», «Опыт мандарином», «Опыт с песком»
-Просмотр познавательных мультфильмов из серии «Спроси у Альберта».
-Беседы «Кому и для чего нужна вода?», «Можно ли пить воду из крана?».
-Опыты с водой: «Какую форму примет вода?», «Свойства воды», «Разные состояния воды». «
-Просмотр презентации «Вода вокруг нас» и ее обсуждение.
Речевое развитие Художественная литература по теме проекта: «Дождик» Н. Абрамцева, «Сказка о каплях» Б. Пластов, «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», «Волшебница-вода» Н. А. Рыжова, «Речка», «Капля в море» Э. Мошковская, «Заяц Коська и родничок» Н. Грибачев, «Снежинка» Бальмонт, «Первый снег» Б. Заходер Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» Сказка «Капитошка. Путешествие воды», «Путешествие Капельки»
и другие произведения, а также загадки о воде, пословицы, скороговорки, поговорки.
Художественно-эстетическая область Конкурс рисунков «Морские обитатели», лепка «Кто живет в воде», аппликация «Наше озеро» ,знакомство с картинами художников с водной тематикой.
Социально-коммуникативная область Беседы на темы: «Где мы используем воду?», «Кому и зачем нужна вода?», «Надо ли беречь воду?», «Почему о нашей планете говорят, что она голубая?», «Откуда берется дождь?»,
сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Веселые превращения капли воды», «Купание куклы Сони», «Мы построим пароход, поплывем на нем вперед!», дидактические игры «Научим малышей правильно умываться», «Найди одинаковые снежинки», «Что мы знаем о воде?», «Что будет если….» и др.
Физическое развитие Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки и тучки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется», «Ручейки и озеро», «Суша-вода», игры с водой, физкультминутки «Летний дождь», «Течение воды», «Чистая водица», «Над волнами чайки кружат»
Т
ематическое планирование в процессе реализации проекта
«Волшебница - вода»
Сроки
реализации Этапы
реализации Запланированные мероприятия
02.03-02.04 Предварительная работа по подготовке проекта
1 .Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
5. Диагностика знаний детей о свойствах воды и способах ее сбережения.
6. Анкетирование родителей.
7. Родительское собрание
«Экспериментируем с водой дома»
02.04 -26.04 Реализационный (практический)
02.04-06.04 Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вода и ее свойства»
-Эксперименты с водой:
Просмотр познавательных мультфильмов из серии «Спроси у Альберта».
«Дождик» Н. Абрамцева, «Сказка о каплях» Б. Пластов, «Как люди речку обидели», «Вы слыхали о воде?», «Волшебница-вода» Н. А. Рыжова,
Конкурс рисунков «Морские обитатели»
Беседы на темы: «Где мы используем воду?», «Кому и зачем нужна вода?»
Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки и тучки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».
сюжетно-ролевая игра «Спасатели»,
09.04-13.04 Эксперименты с водой «Опыт с виноградом», «Если у воды вкус?», «Опыт мандарином»,
Беседы»Надо ли беречь воду», «Можно ли пить воду из крана?».
Художественная литература: «Вы слыхали о воде?», «Волшебница-вода» Н. А. Рыжова, «Речка», «Капля в море» Э. Мошковская, «Заяц Коська и родничок» Н. Грибачев, «Снежинка» Бальмонт.
НОД по лепке «Кто живет в воде»,
аппликация «Наше озеро».
дидактические игры «Научим малышей правильно умываться», «Найди одинаковые снежинки», «Что мы знаем о воде?».
сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Веселые превращения капли воды», «Купание куклы Сони».
16.04-20.04 Опыты с водой: «Какую форму примет вода?», «Свойства воды», «Разные состояния воды».
-Просмотр презентации «Вода вокруг нас» и ее обсуждение.
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» Сказка «Капитошка. Путешествие воды», «Путешествие Капельки»
и другие произведения, а также загадки о воде, пословицы, скороговорки, поговорки.
знакомство с картинами художников с водной тематикой.
Подвижные игры: «Тучка и капельки»,
Беседы на темы: «Откуда берется дождь?»,
: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье».
Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако».
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Тихо плещется вода».
23.04-26.04 Заключительный этап Подведение итогов, оформление выставки.
27.04 Продукт проекта
Презентация опыта на научно-методической конференции «Акция «Чистая вода – 10 лет»;
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
Приложения
Нод «Вода и ее свойства»
Цели и задачи:
Образовательная область: «Познание»
- Познакомить с разными свойствами воды.
- Прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности
Образовательная область: «Труд»
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Образовательная область: «Социализация»
- Осуществить патриотическое воспитание.
- Воспитывать любовь к природе.
Образовательная область: «Здоровье»
- Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.
Задачи:
-формирование представление о свойствах воды;
-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;
-воспитание чувства восхищения явлениями природы;
-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Материал для занятий
- вода, глобус, прозрачные стаканчики, схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, песок, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
(Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по четыре человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей).Песок не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Тонет, не тонет.
- Перед нами два мандарина. Один из них положим в миску с водой. Что происходит с мандарином? (плавает). Как вы думаете, почему он плавает? (ответы детей)
-Очищенный второй мандарин и тоже положим его в воду. Что происходит со вторым мандарином? (он утонул). Как вы думаете, почему он утонул?
-Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? (потому что у него кожура и она не дает ему утонуть).
Потому что в кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Почему второй мандарин утонул? Потому что без кожуры мандарин тонет, так как тяжелее воды, которую вытесняет".
Вывод: -Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
- Как вы думаете, где еще человек применяет то что воздух легче воды (ответы детей). (картинки надувные круги, лодки)
Опыт с мандарином.
Дети читают стихи.
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Итог занятия.
- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.
- Как мы должны относиться к пресной воде?
- Что такое круговорот воды в природе?