Елена Лунякова
Мини-проект «Волшебница вода» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или
волнуется ветром, она движется и даёт жизнь и
движение всему её окружающему»
Иван Аксаков
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребёнок несётся к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная : жидкая, твёрдая и газообразная; пресная и солёная. Воду используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.
Публикация «Мини-проект „Волшебница вода“ в младшей группе» размещена в разделах
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети младшей группы «Капелька», воспитатель
Срок реализации: краткосрочный (3 и 4 мая 2018 г.)
Цель проекта: формирование экологической культуры ребёнка
Задачи проекта:
- формировать умение детей бережно относится к воде, выполнять простейшие опыты;
- дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека;
- закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая);
- расширить словарный запас
Ожидаемые результаты:
- создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды;
- формирование представлений детей о природном объекте воде;
- воспитание бережного отношения к воде
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Подбор бесед, иллюстраций, картинок по теме
2. Подбор художественной литературы по теме (Приложение 1)
3. Подбор подвижных и музыкальных игр (Приложение 2)
4. Подбор экспериментов с водой
2 этап. Исследовательский этап
Опыт № 1: «Холодная, тёплая, горячая вода»
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками)
Опыт № 2: «Прозрачная вода»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная
Опыт № 3: «У воды нет запаха и вкуса»
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха
Опыт № 4: «Что растворяется в воде»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка
Опыт № 5: «Что плавает в воде»
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: лёгкие игрушки в воде плавают, тяжёлые тонут
Прочитать детям стихи, загадать загадки, выучить потешки о воде, прочитать сказки «Сказка про Капельку», «Почему вода в море солёная?», сказку-рассказ «Как люди речку обидели»
Организовать подвижные и музыкальные игры «Хорошо-плохо», «Какая бывает вода?», «Солнышко и дождик», «Капля раз! Капля два!», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу»
3 этап. Заключительный
Изготовление лэпбука по теме «Волшебница – вода»
Оформить фото коллаж по проекту
Работа с родителями
Консультация «Расскажите детям о воде»
Памятка «Игры с водой в домашних условиях»
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стихи о воде
Берегите воду
Вода – это то, что всем жизнь нам даёт.
Что силы и бодрости нам придаёт.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замёршего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду будем беречь.
От трат неразумных её все стеречь.
Иначе, закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Кто знает, откуда берётся вода?
Кто знает, откуда берётся вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьёт.
И всем она жизнь и цветенье даёт.
Чтоб нам о воде всё - при всё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все её тайны открылись нам в миг.
Вы спросите, что же такое вода?
А я вам отвечу, это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твёрдом она. Даже в газообразном.
Мы не видим её или не замечаем.
Но, когда её нет, тяжело ощущаем.
Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Трудолюбивая вода
Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!
Сказка про Капельку
Жила-была маленькая капелька. Она и её подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось всё больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождём.
«Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеёк.
«Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька.
Ручеёк же, весело журча, нёс нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась ещё больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам.
«Я лечу!» — прошептала Капелька.
Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
Сказка «Почему вода в море солёная?»
Это было давным-давно. По одну сторону реки жил бедный рыбак, а по другую — богатый хозяин, владелец семи волов.
Случилось как-то, что рыбак отправился на рыбную ловлю, и пришло к нему счастье: он поймал в реке маленькую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака, чтобы он сохранил ей жизнь, за это она обещала вознаградить его тем, чем он захочет. Рыбак сказал, что больше всего нуждается в соли, так как соль продаётся за большие деньги, а денег у него нет, и поэтому он вынужден, есть вареный картофель без соли.
Едва рыбак успел это сказать, как перед ним в лодке появилась маленькая мельница.
«Теперь у тебя будет много соли,— промолвила золотая рыбка — Ты только скажешь ей: «Мели мне, мельница, соль!» И она будет молоть до тех пор, пока ты не скажешь: «Мельница, остановись!» Тогда она и станет».
Бедный рыбак отпустил рыбку и, радостный, отправился с маленькой мельницей домой.
Слух о счастье рыбака быстро облетел всё село, и люди стали приходить к нему за солью.
Узнал об этом и богатый хозяин, владелец семи волов. Он сразу подумал, что неплохо бы завладеть этой чудесной мельницей. Ночью он переправился с другого берега. В хибарке рыбака все спали, и только одна мельница не переставала молоть соль. Хозяин проник в хибарку и схватил маленькую мельницу.
Он помчался обратно к реке, прыгнул в лодку и отчалил от берега. Когда лодка была уже далеко от берега, он спохватился, что забыл вёсла. Но было уже поздно: вода уносила лодку на середину реки. Хозяин не смел кричать, звать на помощь: он боялся, что у него найдут краденую мельницу. Пришлось молчать и с ужасом наблюдать, как течение несло лодку прямо в море. А мельница всё молола да молола, и лодка заметно наполнялась солью. Хозяин был в ужасе, но не мог придумать, что делать. Он не знал волшебных слов.
Лодку вынесло в открытое море, и она стала медленно погружаться в воду, так как в ней набралось очень много соли. Жадный хозяин уже плакал, даже кричал, но всё было напрасно. Лодка с солью, с мельницей и с хозяином пошла ко дну.
С тех пор мельница на дне моря беспрерывно мелет соль. Вот почему в море солёная вода.
Сказка-рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости.
"Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развёл костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил её, потому не любил лягушек. И ещё он наступил на большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Потешки про воду
* * *
Водичка-водичка,
Из крана бежит,
Сверкает, искрится,
И мыться велит!
* * *
Бежит, бежит водичка,
Меж камушков так быстро,
Журчит, журчит играется,
Водица развлекается!
* * *
Тра-та-та, тра-та-та,
Льётся с крана вода,
Холодная, горячая,
И вся она приятная!
* * *
Вода, водиченька, водица,
Помоги нам всем напиться,
Чтобы жажда не томила,
Детке хорошо, чтоб было!
Загадки про воду
* * *
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
* * *
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)
* * *
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (воды)
* * *
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
* * *
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
* * *
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные и музыкальные игры
Игра с мячом «Хорошо-плохо»
Дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч он ловит и отвечает на вопрос «что хорошего или плохого в воде»
Игра с флажком «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, у воспитателя в руках флажок. Он передаёт флажок по кругу и задаё т вопрос: какая бывает вода? Ребёнок отвечает на вопрос и передаёт флажок следующему игроку
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит:
"Солнышко! Идите гулять!"
Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит:
"Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.
Подвижная игра «Капля раз, капля два…»
Дети идут по кругу сначала медленно, затем убыстряя шаг, произнося слова
Капля раз! Капля два!
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
После слов останавливаются и продолжают движения по тексту
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли
Подвижная игра «Море волнуется»
Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперёд-назад.
«Море волнуется, раз! Море волнуется, два!
Море волнуется, три! Морская фигура, замри!».
Дети замирают в разных позах. Взрослый рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.
Музыкальная игра «Ходят капельки по кругу?»
Звучит музыка, напоминающая дождь
Под музыку капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.