Анна Бабенецкая
Проект во второй младшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : “Волшебница вода”
Образовательные области: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.
Тип: научно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : Воспитатель Бабенецкая Анна Владимировна, дети: Анфиса К., Миша Г., Миша П., Мия Н., Вика М., и. т. д. (всего 18 детей)
Сроки реализации проекта : 27.03.2017 г. – 14.04.2017 г.
Темочки:
Актуальность проекта : В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе «Солнышки» детского сада «Сказка» был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Процесс познания - творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия. Метод проектов как-раз охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Он способствует взаимодействию всех участников этого процесса по типу “педагог-ребенок-родитель” также взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проблема: Отсутствие у детей знаний о значении и свойствах воды в жизни человека и природы.
Цель проекта : 1. Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи: 1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Научить детей выполнять простейшие опыты,последовательно выполняя указания воспитателя
Ожидаемые результаты:
1. Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
2. Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
3. Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
-Формирование проблемы
-Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
-Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
-Обогатить эколого- развивающую среду в группе, (центр воды) необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте).
- Составить план наблюдений, игровых заданий и итогового занятия по теме.
2 этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Познавательно – речевое развитие:
Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;
«Что мы знаем о воде»;
«В гостях у капельки».
Поисковая деятельность: НОД в течении проекта
ОД №1 «У воды нет запаха и вкуса»,
ОД №2 «Вода умеет впитываться»,
ОД №3 «Вода бывает холодная, теплая, горячая»,
ОД №4 «Что растворяется в воде?»,
ОД№5 «Лёд – это вода, Снег – это вода, Иней – это вода»
Эксперименты и опыты:
«Вода прозрачная», «Вкус воды», «Температура воды», «Тонет-не тонет», «Вода растворяет», «Вода принимает форму»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за облаками, небом, дождем, снегом, льдом, снегопадом, оттепелью.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (смена воды в аквариуме, мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Социально – коммуникативное развитие:
Дид. игры : «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей»
Словарная работа: Заучивание потешки «Водичка, водичка…», чтение сказки «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
Аппликация: Дождик
Рисование: Дельфин в море
Лепка: Деревья под снегом, снеговик
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Тучка и капельки», «Раздувайся пузырь», «На болоте», пальчиковые игры - упражнения с водой.
Работа с родителями:
Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней)
Уход за комнатными растениями и животными дома.
Заучивание стихотворений и потешек о воде.
Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»,стихи А. Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
Изготовление рисунков: «Вода в нашем доме»
Сочинение экологических сказок о воде
3 этап – заключительный
Показ открытой ОД воспитателя и детей 2 младшей группы “ Волшебница вода”
Подведение итогов: Составленный план основного этапа проекта «Волшебница вода» цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включи в себя : беседы и наблюдения детей, опытно-экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме вода.
Во время основного этапа проекта родителям было предложено сочинение экологических сказок совместно с ребенком и рисование рисунков «вода в доме» Проведение игр-экспериментов позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Таким образом данный проект отвечает потребностям ребенка и повышает уровень его заний.
Список литературы:
1. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
2. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
3. Прокофьева А. Г. «100 развивающих игр для детей».
4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
6. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
8. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)
План работы по реализации проекта
№ п/п
Планирование работы
Содержание
1
Прогулка целевая по территории детского сада.
- Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
2
«Купание куклы Кати»
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
3
Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
4
Эксперимент (вода – лед – вода)
- Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
5
Наблюдение за испарением воды
- Игра «Пускаем кораблики»
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
6
Эксперимент превращения снега в воду
- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
7
Эксперимент по впитыванию воды
- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»;
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.
Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
8
Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.
Познакомить детей с обитателями воды
9
Эксперимент «Окрашивание воды»
- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого
10
Чтение Экологических сказок
-Беседа о том что воду нужно беречь
11
Показ открытой ОД «Волшебница Вода»
-Итоговое ОД
Словарная работа: чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?»
Беседы: «Круговорот воды в природе»
Дидактические игры: «Стирка кукольного белья» «Купание куклы» «Где живет вода?»
Работа в уголке природы: «Полив комнатных растений»
Художественно-эстетическое развитие:
-Аппликация «Дождик»
-Рисование «Дельфин в море»
-Лепка «Деревья под снегом»
Пальчиковая гимнастика :
Работа с родителями:
-Изготовление рисунков: «Вода в нашем доме»
-Сочинение экологической сказки о воде