ирина катарушкина
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница Вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила проект : Катарушкина И. А
1. Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой
2. Продолжительность: краткосрочный.
3. Срок реализации: январь-март 2018 года
Участники проекта : дети средней группы "Теремок", воспитатель, родители.
4. Гипотеза:
Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница Вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
5. Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.
гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
6. Цель проекта : Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
7. Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
- уточнить значение воды для всего живого.
7. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта
в средней группе ДОУ
«Волшебница вода»
Подготовительный этап проекта :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел Название Программные задачи
Ознакомление с окружающим миром «Вода-труженица!» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
«Освобождение бусинок из ледяного плена» Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать речь, образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
«Путешествие капельки» Дать детям первые представления о круговороте воды в природе.
Развитие речи
Художественная литература «Зимушка-зима!»
Чтение рассказа :
«Как люди речку обидели» Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха.
Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, льдом.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Закреплять умение внимательно слушать литературное произведение.
Беседа “Чистота та же красота”. Прививать детям правила личной гигиены
Виды игр Название Программные задачи
Речевые "Подскажи словечко".
«Подбери признак».
«Назови ласково».
«Подбери слово». Развивать речь детей, моторику речевого аппарата; закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра малой подвижности «Ручеек» Развивать внимание, воображение и память детей.
Подвижная игра «На болоте» Закреплять умение детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра “Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Подвижная игра “Мы – капельки”. Развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту.
«Вода – это жидкость».
Предложить детям два стакана с водой. Попросить их попробовать перелить воду с одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать
«Вода бесцветная». Берем стакан стакан с молоком, стакан с водой и ложки. В оба стакана опустить ложки. В стакане где вода ложка видна, а в стакане, где молоко – ложка не видна.
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
«Вода может изменять свой цвет». Брали стаканы с водой и краски гуашь. Добавляли в стаканы с водой гуашь, что произошло? Вода изменила свой цвет.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
«Вода не имеет вкус».
Предложить детям стаканчики с молоком, водой и соком. Попросить детей попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Да. А теперь попробуйте сок. У него тоже есть вкус.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная
«Вода может менять вкус».
Детям раздаются тарелочки с солью или сахаром, ложечки. стаканчики с водой.
Предложить детям положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у них на столе. Попросить размешать, а потом попробовать воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (прямоугольной) Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, что происходит лед плавает на поверхности.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.
«Вода нужна всем»
Предложить детям поставить в воду лук. И наблюдать в течение недели, что произойдет с ним. Лук начнет расти.
Вывод: Вода необходима овощу для роста, без воды он не растет.
Работа с родителями
Опыт : «Фильтрация воды через бумажные салфетки» Берем три емкости, в две наливаем воды третья пустая,окрашиваем в двух емкостях воду в любой цвет Складываем бумажную салфетку трубочкой и ложим один край в цветную воду другой в пустую емкость и также со вторым цветом.
Вывод: Вода через салфетку профильтровалась и стала чистая.
Опыт: «Всасывание воды в стакан»
Брали тарелку, пластилин, спички и стакан с окрашенной водой,чтоб лучше было видно. На дно тарелки крепим спички с помощью пластилина,вливаем аккуратно воду простую или окрашенную,поджигаем спички с помощью взрослых. Накрываем стаканом и наблюдаем.
Вывод: при нагревании часть воздуха вышла из стакана. давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода всасалась в стакан.
Опыт : «Окраска воды»
В три стакана наливаем по три столовых ложки воды и насыпаем первый стакан :1 столовую ложку сахара, во второй : 2 столовых ложки, в третий : 3 столовых ложки. Добавляем пищевой краситель в каждый стакан чтоб получилось три цвета. Например (красный,желтый,зеленый). В пустой стакан чайной ложкой аккуратно вливаем окрашенную воду из трех стаканов поочередно :зеленую,желтую,красную. От самой сладкой до менее сладкой.
Вывод: чем меньше сахара, тем больше плотность воды,поэтому окрашенная вода расположилась так слоями.
Опыт: «Тонет не тонет»
Взяли сырое яйцо воду простую и соленую,отпускаем яйцо в простую воду тонет, отпустили в соленую не тонет.
Вывод: соленая вода обладает большей плотностью и удерживает яйцо на поверхности.
Заключительный этап проекта
1. Выявление знаний у детей о воде как источнике всего живого.
2. Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
Материал и оборудование:прозрачный стакан, молоко, соль, сахар, иллюстрации с предметами живой и неживой природы, аудиозапись со звуком текущей воды.
3. Альбом «Опыты по экологии».
Ход занятия:
-Ребята, как вы думаете, что я налила в стакан? Правильно, воду.
- Как вы догадались? Какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная).
-Как вы думаете, что здесь? (молоко).
- Какого цвета?
-Я брошу камешек со стакан с молоком, его видно? (нет)
А если брошу в стакан с водой? (видно)
- Почему? (прозрачная)
-Когда я бросила камешек, он что сделал? (булькнул)
-Если я наклоню стакан, что произойдет? (пролилась)
Да, вода пролилась и появилась лужа, вокруг полетели брызги, значит вода какая? (жидкая и она течет).
-Посмотрите на плакаты и скажите, где есть вода? (в кране, реке, роднике, озере, ручейке, море, океане).
-А теперь послушайте, как журчит и булькает вода. Слышите? (аудиозапись)
-Ребята, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, поливать цветы, умываться, кушать варить, животным).
-Чистая вода, большая ценность, ее надо беречь.
А как это сделать (закрывать краны, не засорять реки, озёра).
Теперь послушаем ребят, что они нам расскажут о воде.
Дождик, дождик поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять
Стало кухню заливать.
С краном кухонным – беда,
Кран закрутим, все устроим,
Воду живо успокоим.
ФИЗМИНУТКА
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
- Ребята, как мы должны относиться к воде? (бережно)
-Да, бережно!
1. при умывании не включать сильно кран.
2. закрывать хорошо кран.
3. не загрязнять реки, озера.
ИТОГ:
ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ПРАВИЛА.
Без воды не может прожить ни одно живое существо.
Вода нужна всем.
И чтобы вы не забыли эти правила, я дарю вам капельки – памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.