Галина Устинова
Проект «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект
«Вода - водица»
Паспорт проекта
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Продолжительность: средней длительности (ноябрь – февраль)
Авторы проекта : воспитатели первой кв. категории Устинова Г. А.
Участники проекта : дети (подгруппа) средней группы детского сада «Звёздочка».
Публикация «Проект „Вода-водица“» размещена в разделах
Актуальность темы: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Цель проекта : Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
- уточнить значение воды для всего живого.
7. Предполагаемый результат:
– расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
– развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
– накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
– воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта
в средней группе ДОУ
«Что за чудесница, водица-волшебница»
Подготовительный этап проекта :
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел Название Программные задачи
Ознакомление с окружающим миром «Что мы знаем о воде?» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ознакомление с окружающим миром «Освобождение бусинок из ледяного плена» Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации «Что за чудесница – водица-волшебница» Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода – эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.
Изобразительная деятельность Аппликация «Тучи по небу бежали» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа “Чистота та же красота”. Прививать детям правила личной гигиены
Игры к проекту
Виды игр Название Программные задачи
Речевая “Подскажи словечко”. Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
Игра малой подвижности «Ручеек»
Подвижная игра «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра “Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Подвижная игра “Мы – капельки”. Развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающихся деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Список используемой литературы:
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников). ТЦ Сфера, 2015г.
Деркунская В. А, Ошкина О. О. Игры - эксперименты с дошкольниками. М. : центр педагогического образования, 2013.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М. Издательский дом «Цветной мир», 2010.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014