Татьяна Туева
Экологический проект «Вода — символ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ВВЕДЕНИЕ
Можно ли в наши дни переоценить важность и необходимость экологического воспитания, ведь напряженная экологическая обстановка ставит под угрозу будущее всего человечества. Разделяя позицию доктора биологических наук Т. В. Потаповой, считаю, что «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Публикация «Экологический проект „Вода — символ жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются у них в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Но одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: ведь 80% черт характера ребенка закладывается в семье. Поэтому, работу следует начинать с просвещения родителей и привлечения их к оказанию помощи в воспитании экологической культуры у детей.
Предлагаемый проект имеет экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании дошкольников. Идея проекта родилась не на пустом месте, дети и дома, и по телевидению, и в детском саду часто слышали выражение: воду надо беречь.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле. Обсудили с детьми возникшую проблему, составили план проектной деятельности.
2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема: надо ли бережно расходовать воду?
Объект исследования: вода в разных состояниях.
Предмет исследования: способы сбережения воды.
Участники проекта : педагог Туева Т. Г, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта :
• по доминантной: познавательно-исследовательский;
• по продолжительности: среднесрочный;
• по характеру контактов: внутренний;
• по составу участников: подгрупповой.
Сроки реализации проекта :
два месяца (февраль – март) – подготовка, планирование, исследование, итоги реализации проекта.
Цель - прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно пользоваться водой, понимать необходимость бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Обучающие:
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора при ознакомлении детей с явлениями природы;
• систематизация представления детей о воде, ее состояниях и свойствах;
• обучение детей умению проводить опыты и эксперименты с водой;
• уточнение и закрепление знаний детей о круговороте воды в природе;
• обогащение словаря ребенка специальными терминами;
• формирование умению следовать устным инструкциям.
Развивающие:
• развитие внимания, памяти, логического мышления;
• развитие познавательного интереса к явлениям природы;
• развитие умения самостоятельно проводить опыты и эксперименты с водой;
• развитие у детей интереса к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, расширение коммуникативных способностей детей.
Воспитательные:
• воспитание положительного отношения к явлениям природы, отраженным в произведениях литературы, живописи, музыке;
• привитие навыков экологически грамотного поведения в быту – экономно пользоваться водой, понимание бережного отношения к водным ресурсам.
Принципы, лежащие в основе проекта :
доступности (простота, соответствие возрастным особенностям);
деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми.
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
систематичности и последовательности - работа детей строится по принципу "от простого к сложному";
научности (обоснованность, наличие методической базы и теоретической основы);
психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов;
демократичности и гуманности (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных потребностей);
учета индивидуальных особенностей - детям обладающим "исследовательской жилкой", необходимо создавать условия для исследований.
3. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений детей о воде, постановка проблемы, цели и задач;
Подбор литературы, иллюстраций, стихов, песен;
Составление плана работы по проекту;
Выбор форм и методов реализации проекта.
2 этап - сбор информации
Составление перспективного плана работы над проектом «Волшебница вода»;
Экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение познавательных сказок и рассказов, рисование воды в разных состояниях, составление творческих рассказов;
Взаимодействие с родителями. Решение проблемных вопросов: можем ли мы 1 день обойтись без воды? Как вода попадает в дом? Творческие задания: Создание экологических плакатов на тему «Вода – жизнь»;
Сотрудничество педагога и детей при проведении опытов с водой и моделирование круговорота в природе.
3 этап – защита проекта
Участие в экологической акции «Капелька»;
Составление правил бережного отношения к водным ресурсам для детей и взрослых;
Подведение итога реализации проекта : занятие – игра «Путешествие капельки».
Ресурсы проекта : оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой; детская познавательная и художественная литература по данной проблеме; видеофильмы: «Вода в природе», «Земля до нашего времени» («Как динозавры воду искали», «Про крокодила Гену и чебурашку»; карточки для моделирования круговорота воды, аудиозапись Александра Черепанова – психологическая разгрузка «Сон у моря».
4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
После завершения проекта :
дети приобрели знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде, о природных явлениях, о круговороте воды в природе;
у детей сформированы знания о свойствах и качествах воды и её роли для окружающего мира;
у воспитанников повысился уровень познавательной активности, возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, они самостоятельно проводят простые опыты с водой, делают выводы;
повысился уровень экологической культуры воспитанников, они понимают необходимость бережного отношения к водным ресурсам, умеют экономно пользоваться водой в быту;
дети улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе;
в проектную деятельность вовлечены родители.