Татьяна Бичикова
Проект «Вместе весело шагать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Вместе весело шагать»
Здоровье не означает просто отсутствие
болезней. Это нечто положительное, жизнерадостное
и охотное. Выполнение обязанностей, которые возлагает
жизнь на человека…
Профессор Г. Сигерист
Система физического воспитания в условиях ДОУ складывается из нескольких составляющих: это физкультурно-оздоровительные, физкультурно-учебные, самостоятельные, дополнительные занятия, Физкультурно-массовые мероприятия, работа, проводимая совместно с родителями. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Естественно, для того, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребёнка, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем здоровья.
Публикация «Проект „Вместе весело шагать“» размещена в разделах
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к сохранению и укреплению здоровья предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше и меньше.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных приводит к нарушению здоровья детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте имеют место:
-Множественные нарушения функционального характера (68%)
-Хронические заболевания (17% детей)
Только один ребенок из 3 является здоровым.
Научные наблюдения за состоянием здоровья детей за последнее десятилетие показывают:
-Сократилось количество детей 1 группы здоровья (с15,6% до5,7%)
-Возросла численность 3гр. здоровья (с 11,8%до26,9%)
-60-70% детей имеют 3-4группу здоровья.
Существует множество факторов, влияющих на здоровье детей.
1. Экологические: солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура, влажность, чистота воздуха.
2. Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальное положение, культурный уровень, религиозные традиции).
3. Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорождённого.
Объект: укрепление и сохранение здоровья дошкольников, развитие физической культуры.
Предмет: активные формы взаимодействия родителей и детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей, и как средство развития физической культуры.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умение развиваться» (В. А. Сухомлинский). И трудно не согласиться с высказыванием великого педагога. Необходимым условием укрепления здоровья детей является постоянное соблюдение двигательного режима. Постоянные движения, бег, необходимы для развивающегося детского организма. Не зря ещё более 2 тысяч лет назад древнегреческие мудрецы говорили:
«Если хочешь быть сильным - бегай!»
«Если хочешь быть красивым - бегай!»
«Если хочешь быть умным - бегай!»
Двигательный режим детей складывается из утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, спортивных и подвижных игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности детей.
На физкультурных занятиях закладывается не менее половины нужного количества движений, остальные виды движений дети «добирают» на танцевальных, музыкальных занятиях, спортивных досугах, прогулках.
Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье детей мною используются доступные методы оздоровления;
1. Ежедневный оздоровительный бег, который даёт детям заряд бодрости, тренирует дыхание, отлично действует на верхние дыхательные пути.
2. Массаж биологически активных точек является одним из наиболее доступных и перспективных методов оздоровления детей. Массаж проходит после гимнастики утром, а после дневного сна дети делают дыхательную гимнастику в постели: потягивания рук и ног, несложные упражнения, ходьба по резиновым коврикам, коврикам с пуговицами, все это заканчивается точечным массажем биологически активных точек и пробежкой в спортивном зале.
Много внимания в моей работе уделяется воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни:
а) во время приёма пищи слежу за осанкой детей и культурой поведения за столом. После каждого приёма пищи дети полощут рот водой.
б) на занятиях по валеологии детям даются представления о строении своего тела, назначении внутренних органов. Например, такие занятия как «Царь-мозг» знакомят с работой головного мозга, что вредно и что полезно для него. На занятии «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» дети знакомятся с функцией лёгких, учатся самостоятельно принимать решения по защите своего организма, а также профилактике вредных привычек.
На подобных занятиях проходит обучение детей по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи (обработка мелких царапин, ссадин, накладывание компресса на ушибы, дети учатся описанию своего состояния, не пугаться, искать помощи у взрослых.
Здоровьесберегающие технологии применяются и на других занятиях. В процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используется методика В. Ф. Базарного («Сенсорные кресты»).
В процессе приобщения детей к здоровому образу жизни и укреплению здоровья очень важна работа с родителями. Для этого используются различные формы взаимодействия с родителями: консультативная помощь, родительские собрания, привлечение к участию в спортивных праздниках, «Днях открытых дверей», оказании посильной помощи в изготовлении игр, атрибутов для спортивных и оздоравливающих мероприятий.
Но как уже говорилось, для того, чтобы добиться каких-либо результатов по укреплению и сохранению здоровья, вся работа должна быть ежедневной и систематической.
Конечная цель всей работы - научить детей быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения, которые ребёнок получил на занятиях.
Озабоченность снижением уровня физического здоровья и состоянием ребенка побуждает искать все новые формы работы. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Исходя из всей концепции воспитательной работы, был составлен проект «Вместе весело шагать».
Цель: взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, пропаганда физической культуры среди детей и родителей.
Задачи:
• Внедрять и распространять методы оздоровления детей в семье;
• Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную здоровьесберегающую деятельность;
• формировать у детей и родителей активного стремления к сохранению своего здоровья с помощью физической культуры, овладения приемами оздоровления.
Новизна проекта :
• Знакомство родителей с нетрадиционными методами оздоровления и укрепления здоровья детей;
• Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.
Сроки реализации: с марта по июль 2016года.
Условия реализации:
обращение к медицинской сестре;
привлечение родителей;
обращение к заведующей для решения вопроса по транспорту.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
Составление плана мероприятия, создание целевых групп, изготовление и комплектация учебных пособий для проведения игр, занятий, соревнований. Чтение произведений, просмотр видеофильмов, организация игр и целевых прогулок, анкетирование, выпуск наглядной информации, родительское собрание.
2 этап - Основной:
Проведение мероприятий по обучению и закреплению у детей коммуникативных навыков, работа с картой, компасом, участие детей в мероприятиях по здоровьесбережению, проводимых педагогами, оказание помощи в организации и проведении мероприятий родителями.
3 этап - Заключительный:
Подведение итогов работы, диагностика состояния здоровья детей, выпуск информационного бюллетеня для родителей.
Мероприятия
- Родительские собрания на темы: «Активный семейный отдых», «Как провести туристическую прогулку»,
- фотовыставки, отражающие семейные традиции здорового образ жизни «Мы со спортом крепко дружим!»
«Гимнастика дома», -
-подготовка методического материала: папки- передвижки, памятки «Правильная обувь ваших детей» «Игры с детьми на улице»,
- мастер-класс «Гимнастика с детьми дома», «Физическая культура в нашей жизни»
-Проведение игр на территории детского сада с ориентированием по картам и компасу, практическая работа по установлению туристического оборудования, практические занятия «Первая помощь»
-Конкурс рисунков «Отдых на природе» конкурс кроссвордов «Идем в поход»,конкурс стихов о дружбе.
Инновационные технологии
Занятия на «Тропе здоровья», ароматерапия, фитотерапия; методика закаливания; дыхательная гимнастика
проблемные ситуации;
апробация парциальных образовательных программ «Здоровый дошкольник», «Ни дня без физкультуры» Ю. Ф. Зманского,
«Основы безопасности и жизнеобеспеченности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, Н. А. Авдеевой, О. М. Князевой
Бочарова Н. И. «Туристические прогулки в детском саду»
Прогнозируемый результат
-эффективность комплексной модели физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с детьми (снижение количества заболеваний и их продолжительность;
-суммарные показатели положительной динамики развития детей;
повышенный индекс здоровья и др.);
- повышение педагогической культуры родителей как условия оптимизации влияния семьи на ребенка,
-готовность к позитивному партнерству с ДОУ;
- сформированность навыков безопасности жизнеобеспечения у дошкольников и активного стремления к сохранению своего здоровья, овладение навыками оздоровления;
- повышение уровня развития и психологической готовности воспитанников к школе;
-обобщение опыта работы по направлению;
-создание пакета методических, дидактических пособий.