Фиалка Хасаншина
Проект «Влияние сенсорного воспитания на развитие способностей детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : сентябрь – май.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Публикация «Проект „Влияние сенсорного воспитания на развитие способностей детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта :
Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта :
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта
Сенсорная зона :
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
• Развлечение. «В стране мыльных пузырей»».
• Презентация для родителей «Сенсорное воспитание в нашей группе».
• Фотовыставка «Вот как мы играем».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
• Проведение мониторинга.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Основной этап:
Работа с детьми:
1. Образовательная деятельность:
- «Домик для Мишки»,
- «Фрукты для Зайчонка»,
- «Бабочки»,
- «Покажем Маше, как мы играем в песок».
2. Познавательно-исследовательская деятельность с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок» : «Тонет – не тонет», «Поймай льдинку» и т. д.
3. Развивающие игры с использованием ИКТ
4. Дидактические игры с малышами:
Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячь мышку», «Найди такой же», «Петушок», «Найди пару варежке», «Найди тарелочку для чашечки», «Большой – маленький», «Подбери прищепки по цвету» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Что звучит?»; «Тихо - громко», «Узнай по звуку предмет» и т. д.
Для тактильных ощущений: «Нарисуй на крупе», «Чудесный мешочек» (узнать предметы на ощупь) и т. д.
Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии, крупные и мелкие бусы для нанизывания, различные шнуровки и т. д.
Игры с цветным конструктором и лего разного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная (крупная и мелкая) и напольная.
Игры с не традиционным материалом: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Никитина.
Настольно-печатные дидактические игры.
5. Самостоятельные игры малышей.
6. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
1. «Это цвет какой?», «Учим цвета», О. Корнеева;
2. «Страна играйка», С. Рагулина;
3. Серия книг «Умные книжки» - «Тесты для детей 2 – 3лет», «Вправо – лево, верх – вниз…», «Что нас окружает» и т. д, О. Н Земцова;
4. Серия книг «Первые уроки малыша» - «Цвета радуги», «Формы», «Времена года», А. Аверин.
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3. Наглядная информация: папки-передвижки «Сенсорное воспитание детей», «Как правильно подобрать игрушки».
4. Мастер – класс по изготовлению игр из бросового материала.
5. Обучающие тренинги «Как играть дома со своим ребёнком».
6. Организация выставки игр и пособий для сенсорного развития детей, сделанных руками родителей.
7. Презентация «Сенсорное воспитание в нашей группе».
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование детьми дидактических сенсорных игр в режимных моментах, самостоятельной деятельности, на прогулке.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр, повысили свою компетентность, стали проявлять активность и заинтересованность по данной теме.