Пестрякова Виктория
Использование пальчиковых игр и их влияние на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала эту тему, так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования многих учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Публикация «Использование пальчиковых игр и их влияние на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь большинства детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов и физиологов В. М. Бехтерова и М. М. Кольцовой. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста. При его организации необходимо следовать требованиям дидактики:
• Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
• Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
• Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
• Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
Описание педагогического опыта по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников
Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т. д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В своей практике я использую пальчиковые игры, фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры, на:
-игры с пальчиками
- игры с речевым сопровождением
Самой первой пальчиковой игрой у детей была игра
«ТАРБАХЧААННАРЫМ»
Бу мин тарба5ым …
Бу мин тарба5ым….
Бу мин тарба5ым а5ам
Бу мин тарба5ым ийэм
Бу мин кырачааннара буолабын
Биьиги бары биир дьиэ кэргэммит
Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев, я использую следующие пальчиковые игры : «Это пальчик хочет спать», «Дружат наши дети», «Пальчики в лесу», «Капуста»,
«Улитка – улитка», «Солнышко – ведрышко», «Мой мизинчик», «Водичка – водичка», «Дождик» и др.
Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей. Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики, движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.
Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков, что доставляет им большое удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.
Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на своих пальчиках, активизируют слуховую, речевую и зрительную память, укрепляют опорно– двигательный аппарат.
Создать условия для продуктивной речевой деятельности и воспитать полноценную личность ребенка, моя главная задача как педагога.
-Как развивать речевое общение? -Это учить ребенка говорить. Говорить- значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время в моей младшей группе 16 детей. Пока еще у большинства детей маленький словарный запас, есть дети понимающие речь взрослого, но у некоторых плохо развита мелкая моторика рук, наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений. Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки.
Использование игр и упражнений с водой, таких как:
«Водичка – водичка,
Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.
Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами: мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины. Для поддерживания интереса у малышей, я использую такие игры как :
«Ищем снеговичка» — катание карандаша между ладонями.
Игры на расслабление кисти рук.
«Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха.
Игры с крупой, орехами, с бусинками.
В работе с родителями по этой проблеме, я провожу консультации на темы:
-«Пальчиковая гимнастика для развития речи»,
- «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук», индивидуальные беседу на тему:
-«Роль семьи в развитии речи ребенка».
Результативность опыта работы
Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, можно сделать следующий вывод:
-У детей стали хорошо активизироваться познавательные процессы, расширяется и обогащается словарь детей, лучше развивается чувствительность пальцев.
-Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому я включаю их систематически на занятия по изо деятельности лепке, рисованию, аппликации
-Пользуясь на занятии по лепке пластилином, соленым тестом, глиной приносят большую пользу общему развитию детей.
-Дети учатся катать округлые формы, раскатывать пластилин, соединять различные формы, скатывать и вдавливать пальцем.
-У детей становятся пальчики более ловкими, движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей — воображение, память, внимание.
-Использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус. В результате проводимой работы наблюдаются
положительные результаты:
• Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития.
• Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики.
• Складывать пальцы и раскрывать ладони.
• Держать ладони на поверхности стола. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
• Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.
Заключение
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.
Список использованных источников
1) Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3) Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4) Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5) Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
6) Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7) Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;
8) Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет.
9) Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
10) Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
11) Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
12) Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
13) Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика.
14) Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
15) Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.