Наталья Мухина
Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для современной педагогики одной из актуальных проблем есть раннее эмоциональное развитие детей, формирование их креативной личности и объемного творческого мышления посредством музыкального искусства.
Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формировании таких тонких качеств как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.
Публикация «Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.
Методологическим основанием элементарного музицирования является
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА –
которая предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие. Обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание.
Элементарное музицирование опирается на лучшие традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, таких как Б. Н. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. – Жак Далькроз. К. Орф., а также современных педагогов-музыкантов:
Вячеслав Жилин - основатель орфовского движения;
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна - лидер Российской Орф-Шульверк Ассоциации, Автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками». Татьяна Эдуардовна - ведущая международного семинара «Учусь творить. Музыка, речь, движение, импровизация».
Ирина Шестопалова - председатель Всероссийского педагогического общества им. Карла Орфа, автор и ведущая семинара «Игровое пространство музыки. Практика Орф-Шульверк».
Ирина Галянт - автор программы «Орфей»
Елена Поплянова – автор песен для детей.
Татьяна Боровик – музыковед, педагог. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Проводит авторские семинары.
Анна Буренина – автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.
Элементарное музицирование.
Элементарное – (по латыни «элементариус», относящийся к элементам, первозданный, первичный, изначальный.
Музицирование – занятие музыкой, это игра на муз. инструментах («Толковый словарь» Ожегова).
«Шульверк».Э. М. – это не музицирование само по себе, оно связано с движением, танцем, словом.
Его нужно создавать самому; в него нужно включаться не как слушателю, а как участнику.
Элементарное музицирование опирается на следующие принципы:
- отношение к ребенку как к самоценной личности,
- принятие его любых его творческих проявлений,
- создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».
А для успешной реализации ООП должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Главная цель элементарного музицирования – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Задачи развития личности детей средствами музыки
Задачи музыкального развития:
- воспитывать любовь и интерес к музыке, расширение музыкального кругозора;
- развитие чувства музыкальной формы: восприятие не только двух – трехчастной формы, вариаций и рондо, но и музыкальной фразы, вопросно-ответной формы в музыкальных диалогах;
- развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ;
- развитие ладового и звуковысотного слуха;
- развитие вокально-хоровых навыков, умений выразительно исполнять песню;
- совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля за исполнением музыки (в пении, ритмике, музицировании);
- развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков выразительности исполнения.
Задачи интеллектуального развития (речь, познание):
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; о свойствах объектов (звучание, ритм, темп);
о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках;
- развитие фонематического слуха;
- развитие звуковой и интонационной культуры.
Задачи социально-коммуникативного развития:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзвчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Задачи физиологического развития:
- формирование двигательной активности;
- развитие таких физических качеств как координация движений, крупной и мелкой моторики рук;
- выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки и др.)
- формирование навыков ориентировки в пространстве.
Задачи психоэмоционального развития:
- умение управлять своими эмоциями;
- развитие произвольности поведения, ответственности.
Таким образом, реализация данных задач на занятиях по элементарному музицированию влияет на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию
• Речевое музицирование
развивает у ребенка чувство ритма, способствует формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
• Игры с фонемами
Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий привлекает ребенка. Дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу: тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бэне-раба, ама лама,мисли-масли-кумпа– тели, хоккери-доккери). Оказывается, эти речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха, их необходимо использовать на занятиях логоритмикой в группах для детей с нарушением речи, так как они развивают умение координировать пение, речь и движение.
• Коммуникативные игры
• Пальчиковая гимнастика
• Элементарные танцы
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.
• Игры со звучащими жестами
Звучащие жесты –
первые инструменты человека. Это важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического воспитания.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой
• Озвучивание стихов и сказок
Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.
• Игры с музыкальными инструментами.
Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфофский набор». Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик). Все эти инструменты являются ударными, так как играют на них, ударяя специальными палочками.
Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф – уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с колокольчиками, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.
Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним.
Комплект орфовских инструментов в сочетании с шумовыми позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем, и это его главное педагогическое достоинство.
К основным принципам элементарного музицирования относятся:
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики).
Принцип целостности - обеспечивает новые знания, в том числе и о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.
Принцип вариативности – обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью.
Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах деятельности.
Принцип минимакса – обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и аозрастными возможностями.
Принцип творчества – обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности.
Создание развивающей муз среды – взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка, наличии екачественных музыкальных инструментов и игрушек.
Таким образом, реализуя данные дидактические принципы, мы формируем общую художественную Культуру ребенка, а значит оказываем виляние на личностное развитие детей раннего младшего и старшего дошкольного возраста, и воспитываем гармонично развитую личность.
Список использованной литературы:
1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.
2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. - СПб. : ЛОИРО, 2003. – 100 с.
3. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».