вера заворина
Проект «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Влияние художественной
литературы на
развитие словаря детей»
Педагогический проект
Воспитателя МБДОУ №40
Завориной В. В.
План работы:
1. Изучение литературы по проблеме, развитие и активизация словаря детей, посредством художественной литературы, через русские народные сказки.
2. Разработать конспекты по работе с детьми: «Слушаем сказку», «Рассказываем сказку», «Пересказываем сказку».
Публикация «Проект „Влияние художественной литературы на развитие словаря детей“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
3. Создать коррекционно-развивающую среду : фигурки персонажей, декорации.
4. Разработать комплексы подвижных и дидактических игр и артикуляционных и дыхательных упражнений.
5. Подобрать загадки и физминутки.
6. Реализовать подготовленные мероприятия.
7. Подвести итоги.
Введение: Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это,прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Актуальность: знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Срок проведения: 6 месяцев.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста.
Цели проекта :
1. Создать коррекционно - развивающую среду. Разработать комплекс игр и упражнений для обогащения и активизации словарного запаса детей.
2. Ввести разработанный комплекс упражнений в занятия педагогов, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на активизацию словаря).
Задачи:
1. Активизация и обогащение словаря. Подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов. Образование относительных прилагательных.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.
Ожидаемые результаты: активизация словаря у детей с нарушением речи. Совершенствование познавательной и коммуникативной деятельности дошкольников. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей. Развитие мыслительной деятельности.
Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
I этап подготовительный (информационно-аналитический).
Мероприятия:
• Изучение литературы по проблеме.
• Разработка конспектов для работы с детьми.
II этап основной (практический).
Мероприятия:
• Разработка конспектов театральной деятельности на следующие темы: «Слушаем сказку», «Рассказываем сказку», «Показываем сказку».
• Подборка русских народных сказок подходящих для реализации проекта : «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мужик и медведь», «Лиса и кувшин», «Заяц-хваста».
III этап заключительный (контрольно-диагностический).
Мероприятия:
В результате реализации проекта был достигнут желаемый результат:
-возросла творческая активность детей;
-повысилась выразительность речи детей;
-возросла эмоциональная отзывчивость, умение сопереживать героям сказок и товарищам по группе;
-увеличилась скорость запоминания текстов;
-обогатился и активизировался, как пассивный, так и активный с
Приложение.
Конспекты занятий
Мужик и медведь
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
Мужик, я тебя сломаю.
Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу положил на воз и повез в город прода-вать. Навстречу ему медведь:
Мужик, куда ты едешь?
Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
- Дай-ка попробовать - каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
- А-а! - заревел. - Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает.
Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик говорит:
Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь положил на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
1 этап работы
Тема: слушаем сказку «Мужик и медведь».
Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на подставки.
Цели занятия:
Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Обучающие - закреплять у детей навык порядкового счета; расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел»,активизировать в речи обобщающие понятия «животные» и «овощи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тесто», «листья», «корни»; прилагательные-антонимы: большой -маленький, умный - глупый, сладкий - горький, узкий - широкий, тонкий - толстый.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки: мужик и медведь;
декорации: дом, лес, лесная поляна, поле с колосьями, поле с репой, лошадь с телегой
предметные картинки: сноп, много репы, сложенной горкой; корешки от колосьев, сложенные горкой; ботва от репы, одна репка, пирог;
тарелки по количеству детей, на каждой по три кусочка сырых овощей (репы, моркови и капусты);
тарелка с кусочками этих же овощей по несколько экземпляров каждого (из гигиенических соображений каждый кусочек овоща наколот на палочку-канапе, за которую берутся, когда подносят кусочек ко рту);
демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.)
Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него) следует сказать: «Первый», следующему за ним — «второй» и так далее.
Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что об одном из таких животных они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А о каком именно, предложите отгадать.
Прочитайте детям загадку:
Хозяин лесной. Просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Когда дети назовут животное, сообщите, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Мужик и медведь». Прочитайте или расскажите детям сказку «Мужик и медведь», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто приехал пахать поле? (Мужик.)
Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)
Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)
Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)
Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?
Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?
Остался ли медведь доволен своим выбором?
Что посадили мужик с медведем на следующий год?
Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?
На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?
Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна - муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)
4. Необычные загадки. Предложите детям отгадать необычные загадки. Для этого дайте каждому по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты.
Предложите детям попробовать на вкус сначала красный кусочек - морковь, потом белый кусочек - капусту и, наконец, желтый - репу.
Затем попросите одного из детей подойти к вам и закрыть глаза. Положите ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей.
Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. Пригласите по очереди всех детей отгадать вкусовую загадку.
Затем предложите детям отгадать обычные загадки про овощи, которые они только что пробовали.
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко, Что же это?. (Репка.)
Расту в земле на грядке я - Красная, длинная, сладкая. От глаз укрылась ловко. Зовут меня. (морковка).
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я. (капуста).
Спросите детей, какие еще овощи они знают.
5. Закончи фразу. Предложите детям закончить фразы.
Медведь большой, а мужик. (маленький).
Медведь глупый, а мужик. (умный).
Корешки у репы съедобные, а у пшеницы. (несъедобные). Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы. (съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки. (горькие). У пшеницы листья узкие, а у репы. (широкие). У репы корень толстый, а у пшеницы. (тонкий). Поле засевают весной, а урожай собирают. (осенью).
Из зерна делают муку, из муки - тесто, а из теста пекут. (пироги, хлеб, булку).
6. Найди одинаковые колоски. Покажите детям демонстрационный рисунок. Предложите найти на картинке два одинаковых колоска и, не показывая, сказать, какие они по счету слева (второй и пятый).
7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.
2 этап работы
Тема: рассказываем сказку «Мужик и медведь».
Цели занятия:
Воспитательные - формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры.
Обучающие - совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно держать в руке карандаш); учить по образцу рисовать симметричный рисунок, раскрашивать, не выходя за контур; активизировать в речи детей слова с противоположным значением: умный - глупый, съедобный - несъедобный, сладкий - горький, сначала - потом; расширять представления детей об овощах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.
Развивающие - развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки: мужик и медведь;
декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, лошадь с телегой;
предметные картинки: одна репка, пирог, сноп, репа, ботва от репы, корешки от колосьев, сложенные горкой;
демонстрационный рисунок «Овощи»;
листы с индивидуальным графическим заданием «Дорисуй и раскрась» по количеству детей;
цветные карандаши;
Ход занятия:
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него, следует сказать: «Первый», следующему за ним— «второй» и так далее.
Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, какие овощи они знают. Дети по очереди называют овощи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ сказки «Мужик и медведь». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-3 пред-ложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними описываемые в сказке действия. Если у ребенка возникают затруднения, задавайте ему наводящий вопрос или начните фразу сами.
3. Вершки и корешки. Расскажите детям, что у разных овощей бывают съедоб-ными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды). Покажите детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи». Напомните детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горькие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки. Затем спросите у детей, что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща
съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает-
Тот слезы проливает.
(лук)
4. Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами встаньте в середину круга и по очереди бросайте детям мяч, называя при этом какой-либо предмет или пищу. Ребенок, которому брошен мяч, должен его поймать, если взрослый назвал продукт питания; и не ловить мяч, если названный предмет несъедобен. Возможные варианты произносимых взрослым слов : сыр, дом, яблоко, кубик, булка, мороженое, лопата, машина, молоко, банан и т. д.
Дорисуй и раскрась. После подвижной игры предложите детям сесть за стол и выдайте им индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй и раскрась». Предложите детям дорисовать репу, а потом ее рас
красить. Спросите у детей, какого цвета у репы вершки, а какого корешки.
Что сначала, что потом? Предложите детям внимательно слушать и соглашаться или не соглашаться с тем, что вы будете говорить. Объясните, что в случае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза неверна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».
Скажите:
Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да).
Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да).
Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет).
Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет).
Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да).
Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет).
Сначала репу едят, а потом ее моют. (Нет-нет-нет).
Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да).
7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.
3 этап работы
Тема: показываем сказку «Мужик и медведь».
Цели занятия:
Воспитательные - вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); воспитывать способность к подражательности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Обучающие - совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей (умение с помощью мимики передавать настроение); учить детей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; ввести в речи детей прилагательные «довольный», «радостный», «сердитый», «недовольный»; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки; совершенствовать счетные навыки (количественный и порядковый счет); знакомить детей с цифрами; закрепить в речи детей математические понятия «одинаково», «поровну», названия геометрических фигур («круг», «квадрат», «треугольник», «овал»).
Развивающие - совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление - умение сравнивать.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки: мужик и медведь;
декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, лошадь с телегой;
предметные картинки: пирог, одна репка, сноп, репа; ботва от репы, корешки от колосьев, сложенные горкой;
большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству детей;
демонстрационный рисунок «Геометрические фигуры»;
индивидуальные листы с графическим и математическим заданием «Сосчитай» по количеству детей;
красные карандаши по количеству детей
Ход занятия:
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям назвать себя по порядку. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии.
Затем спросите, какую русскую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Мужик и медведь».
Распределите между детьми роли мужика и медведя. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации, и бутафора, который будет выдавать артистам атрибуты.
Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей; декоратору дайте декорации, бутафору - атрибуты. Остальные дети будут зрителями.
Дети по мере получения фигурок персонажей, декораций и атрибутов садятся за стол: дети, принимающие участие в спектакле, с одной стороны стола, а зрители - с противоположной.
Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста, чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.
Психогимнастика. Предложите всем детям мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя (для этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала). Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:
мужик радуется урожаю, довольный мужик - широко улыбнуться;
медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь - нахмурить брови, уголки губ опустить вниз.
(Когда дети разучат артикуляционные позы у них можно забрать индивидуальные зеркала.) Затем взрослый просит детей изображать медведя и мужика в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, медведь, мужик, медведь, мужик. После выполнения задания дети вновь садятся за стол.
На какую фигуру похоже? Покажите детям демонстрационный рисунок «Геометрические фигуры». Предложите детям назвать геометрическую фигуру, которую напоминает по форме репа ( возможные варианты ответов: круг, овал, треугольник). Уточните у детей, какой по счету слева стоит в ряду названная ими фигура. Повторите с детьми названия всех геометрических фигур.
Сосчитай. Выдайте детям индивидуальные листы с математическим заданием «Сосчитай». Предложите детям сосчитать, сколько на рисунке изображено больших реп, а затем, сколько маленьких репок. Спросите детей, сколько всего реп нарисовано на картине. (После занятия дети могут раскрасить все репы цветными карандашами.)
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.
Список литературы :
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен /Яшина В. И. – М: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. Метод. рекомендации. - М., 2009.-221с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедическое обследование детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] :учебно-методическое пособие/Г. А. Волкова. -ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004-144с.
4. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/ под ред. Б. Ф. Сергеева. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
5. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
6. .
7. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
8. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] /Р. Е. Левина. - М., 1958.
Рефлексия:
1. Была создана коррекционно-развивающая среда. Разработаны комплексы игр и упражнений для обогащения и активизации словарного запаса детей.
Введены разработанные комплексы упражнений в занятия педагогов, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей.
2. В результате реализации проекта был, достигнут желаемый результат:
-возросла творческая активность детей;
-повысилась выразительность речи детей;
-возросла эмоциональная отзывчивость, умение сопереживать героям сказок и товарищам по группе;
-увеличилась скорость запоминания текстов;
3. Обогатился и активизировался, как пассивный, так и активный словарь.