Елена Фомина
Проект в старшей логопедической группе «С песком играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовили :воспитатели Фомина Е. А Мельникова Г. В. учитель-логопед Киха К. Ю. МОЙ СОШ №28 Г. ЛЮБЕРЦЫ
Проблема
У детей с ТНР наблюдается сниженная мотивация на занятиях, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Мы поставили задачу с помощью метода песочной терапии решить эти проблемы.
Актуальность
Публикация «Проект в старшей логопедической группе „С песком играем-речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Еще с раннего детства мы проявляем огромный интерес к песочнице мы роем, лепим, рисуем, оставляем отпечатки ладоней, песок нас приводит в восторг. Песок — это уникальный природный материал его мелкие горные частицы, обогащённые различными минералами и отшлифованы со временем водой, придают ему определенную сыпучесть, а если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка» Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие речевых и познавательных процессов.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.
Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка. Цель проекта
Оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, развитие речи детей средствами песочной терапии.
Задачи
Коррекционно-развивающие :
- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;
- автоматизировать звуки в речи;
- развивать фонематический слух;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, речевую память, воображение;
Коррекционно-образовательные:
- обучать грамоте, звуковому анализу;
- учить выстраивать композиции на песке;
- закреплять представление об окружающем мире;
- создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей-логопатов.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительные качества личности ребенка;
- развивать коммуникативные умения вести беседу в процессе совместной деятельности;
- воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;
- воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;
- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
- способствовать развитию творческих способностей, воображения и фантазии;
- создать условия для возникновения у ребенка желания узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно (повышение познавательной активности).
Тип проекта Среднесрочный.
Коррекционно – развивающий, творческий, информационно – познавательный, игровой.
Участники проекта Дети подготовительной логопедической группы
№ 26 «Морячок», их родители, логопед, воспитатели.
Образовательные области ФГОС Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие.
Сроки реализации проекта Ноябрь 2022г. – Январь 2023г.
Продукт проекта
Итоговая ООД «Удивительные приключения с профессором Сахарио»;
Презентация проекта «С песком играем – речь развиваем»;
Картотека игр с песком для развития речи.
Формы и методы работы с дошкольниками
ООД, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, чтение художественной литературы, пересказ, художественное творчество, экспериментирование.
Предполагаемый результат
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Для детей:
- повысится уровень фонетико-фонологической и лексико-грамматической компетенции;
- повысится уровень познавательной активности (расширятся представления об окружающем мире, творческих способностей, позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком;
- совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве.
Для педагогов:
- повысится уровень профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий;
- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции речевого развития детей.
Для родителей:
- повысится уровень заинтересованности родителей в применении развивающих технологий дома.
Этапы проекта
Первый этап - организационно-подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач.
Настройка оборудования;
Изучение режимов интерактивной песочницы «I sand box».
Создание коллекции миниатюрных фигурок.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала.
Консультация для родителей: «Песочная терапия как средство речевого развития»
Второй этап – основной
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
Основной этап реализации проекта включает в себя разные формы работы с детьми и родителями. (прил. календарно-тематическое планирование)
Третий этап – заключительный
Итоговое мероприятие: Итоговая ООД «Удивительные приключения с профессором Сахарио»;
Презентация проекта «С песком играем – речь развиваем».
Календарное-тематическое планирование реализации проекта
Срок реализации Тема мероприятия Ответственные Форма проведения, продукт
Ноябрь 3 неделя Создание коллекции миниатюрных фигурок. Учитель-логопед, воспитатели, родители Коллекция, фотоотчёт
Ноябрь 3 неделя Консультация для родителей: «Песочная терапия как средство речевого развития» Учитель-логопед, родители Консультация
Ноябрь 4 неделя Коррекционное логопедическое занятие с использованием метода песочной терапии «Путешествие в песочную страну» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт
Ноябрь 4 неделя Создание картотеки игр с песком для развития речи Учитель-логопед Картотека
Декабрь 1 неделя Беседа «Зима. Зимние забавы» Воспитатели Конспект беседы
Декабрь 1 неделя ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование, нетрадиционная форма) «Зима» Воспитатели Конспект ООД, фотоотчет
Декабрь 1 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи
«Зима. Зимние забавы» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт
Декабрь 2 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию связной речи
Пересказ рассказа
К. Ушинского
«Четыре желания» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Декабрь 3 неделя Коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука Л «В гостях у звука Л» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Декабрь 4 неделя ООД по социально-коммуникативному развитию
«Животные жарких стран» Воспитатели Конспект ООД.
Декабрь 4 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи
«Животные жарких стран» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Декабрь 5 неделя Коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука Р
«Путешествие по морскому дну» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Январь 1 неделя ООД по художественно-эстетическому развитию (коллективная аппликация) «Наше генеалогическое дерево» Воспитатели Конспект ООД, фотоотчет.
Январь 1 неделя ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование восковыми мелками) «Мама, папа, я – счастливая семья» Воспитатели Конспект ООД, Фотоотчёт
Январь 1 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи
«Семья» Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Январь 2 неделя Чтение и просмотр сказки
В. Сутеева «Под грибом» Воспитатели
Январь 2 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию связной речи
Волшебный гриб (по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом») Учитель-логопед Конспект ООД, фотоотчёт.
Январь 3 неделя ООД по ФЭМП с использованием коврографа «Ларчик» РИВ. Воспитатели Конспект ООД, фотоотчёт.
Январь 3 неделя Коррекционное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи
«Домашние животные» Учитель-логопед Конспект ООД.
Январь 3 неделя Итоговая ООД «Удивительные приключения с профессором Сахарио». Учитель-логопед, воспитатели Конспект, фотоотчет.
Результат проекта :
Частичный перенос занятий в песочницу дал следующие результаты:
Возрос интерес к занятиям;
Дети чувствуют себя более успешными;
Усилилась личностная заинтересованность ребенка в происходящем;
Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребенка;
Усилилось желание ребенка узнавать что-то новое;
Повысился уровень познавательной активности.
Вывод: Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников-ИГРОВОЙ.