Светлана Артемьева
Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Играем с пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
-Цветные карандаши по количеству участников;
-Шишки, прищепки, эспандер по количеству участников;
-Массажные мячи гладкие по количеству участников;
-Массажные мячи с колючками по количеству участников;
-Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;
-Сухой бассейн с крупами.
-Магнитофон
Раздаточный материал:
- Памятка для воспитателей «Развиваем пальчики»;
-Комплексы пальчиковых гимнастик;
-«Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие» (практические советы) ;
- Кинезиологические упражнения.
Ход мастер- класса:
- Уважаемые коллеги, сегодня я вам покажу мастер-класса на тему: «Играем пальчиками - развиваем речь».
-Ребята,давайте поздороваемся с гостями.
-Начнем с пальчиковой гимнастики :
1. Ладони на столе, можно на коленях (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу (по коленям, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки")
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе (коленях):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
Потешка
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
А сейчас мы поиграем в пальчиковую игру Сорока-белобока».
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами;
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры - манипуляции;
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Первый вид- пальчиковые игры с предметами.
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки,щетки – расчески.
Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках катаю
Между пальчиков кручу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.
Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В такие игры мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Стирка», «Засолка», «Бабушка», «Кольцо», «Замок».
Следующий вид пальчиковых игр – это игры- манипуляции.
Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Это следующие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п. Молодцы, спасибо большое, правильно!
Пальчиковые игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть массажные мячи, карандаши и т.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
Например:
Пальчиковая игра «Крышки»:
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (пальчики шагают) .
Игра с палочками
Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать) :
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)
Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)
Другой ножкой топ-топ, (левой)
На головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку)
Игры с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком- ёжиком:
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).
Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.) .Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.
Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.
А сейчас я хочу вам представить дополнительный материал, с которым работают мои дети, чтобы их пальчики были ловкими, сильными.
Выложи дорожки (использую арбузные семечки, фасоль, пуговицы)
Игры с прищепками
Дидактическая игра "Уникуб"
Спасибо всем за внимание. Буду рада если мой материал кому-то пригодится.