Елена Максимова
Проект в старшей логопедической группе «Витамины в лукошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: у детей с нарушением речи недостаточно представлений об овощах и фруктах, о том, где они растут, и их роль в сохранении и укреплении здоровья человека, а также у детей с нарушением речи беден словарный запас по теме.
Паспорт проекта «Витамины в лукошке»
Вид проекта: краткосрочный (3 недели, групповой, информационный.
Состав участников: дети старшей логопедической группы, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Цель: Расширение и обогащение знаний у детей об овощах, фруктах и ягодах;
Публикация «Проект в старшей логопедической группе „Витамины в лукошке“» размещена в разделах
- Витаминная корзинка
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
активизировать познавательную и речевую деятельность.
Задачи:
1. Способствовать поиску новой информации об овощах, фруктах, ягодах и их пользе для здоровья человека;
2. Обобщать и расширять представления детей о многообразии и пользе овощей, фруктов и ягод, которые созревают в осенний период;
3. Формировать умение у детей описывать внешний вид овощей, фруктов и ягод, а так же приобщать детей делать простые выводы о произрастании овощей, фруктов и ягод;
4. Развивать способность сравнивать, анализировать, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
5. Уточнение и расширение словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» (слова, обозначающие названия действий, признаков);
6. Развивать творческие способности детей в художественно-эстетической, игровой деятельности;
7. Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растения, желание помогать родителям, выращивать, овощи, фрукты и ягоды, эстетические чувства;
8. Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности
с детьми;
9. Формировать знания детей о полезных и «вредных» продуктах питания.
Разработка проекта:
1. составление перспективного плана;
2. подборки и изготовление дидактических игр;
3. организация и оформление выставки детских, коллективных работ «Здоровье в лукошке»
4. диагностика начальная и конечная.
Формы работы.
Беседы, беседы – обсуждения, ситуативные разговоры, речевые игры, отгадывание загадок, игровые упражнения с проблемными ситуациями, викторины, подвижные, подвижно – дидактические игры, чтение и обсуждение художественной литературы соответствующей теме проекта «Фрукты, овощи, ягоды», сюжетно – ролевые игры, дидактические, просмотр презентаций «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; подвижные игры с правилами, рассматривание и обсуждение иллюстраций соответствующих теме проекта, слушание аудио сказок, творческо продуктивная деятельность, музыкально – двигательные игры.
Организационные формы работы.
Сбор материала для создания картотек «Овощи», «Фрукты», Ягоды» (Игры, стихи, считалки, пословицы, поговорки, загадки). Изготовление пособий, атрибутов к играм. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Собери картинку из четырех частей», «Вершки-корешки», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось», «Отгадай-ка», «Кузовок», «Сад-огород» (что растет на грядке и в саду, «Поварёнок», «Один – много», «Большой – маленький», «Сосчитай». Изготовление шапочек овощей и фруктов. Папка передвижка для родителей: «О роли витаминов в наше время», «Источники витаминов», «Соки – пьем правильно».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта ЭОР презентация «Овощи» «Фрукты», бумага, краски, ножницы, клей, книгии журналы, энциклопедии с познавательной информацией об овощах, фруктах и ягодах интерактивная доска, магнитофон, дидактические игры по изучаемой теме.
Проект «витамины в лукошке» реализовывался в три этапа:
1. Подготовительный этап:
Определение актуальности, цели, задач и темы проекта;
Составление плана мероприятий;
Подбор методической литературы;
Ознакомление родителей с проектом;
2. Основной этап:
Изучение необходимой литературы;
Проведение игровых и досуговых мероприятий;
Обогащение предметно - развивающей среды в кабинете логопеда и в группе;
Создание картотеки игр;
Подбор рассказов, стихов, считалок, пословиц, загадок по теме;
Мероприятия для детей:
Участие во всех мероприятиях плана;
Заучивание стихов, считалок, пословиц.
Мероприятие для родителей:
Непосредственное участие в занятиях и мероприятиях по теме проекта.
Изготовление необходимого оборудования для реализации проекта.
3. Заключительный этап:
Подведение итогов. Создание творческой выставки;
Анализ выполнения плана мероприятий;
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Занятия:
o «К нам в гости пришел Доктор Айболит» (знакомство с овощами);
o «Овощи и фрукты» (их сравнение);
o «Лесные ягоды»;
o «Здоровье в лукошке» (комплексное: беседа о полезных плодах и ягодах + рисование «Где живут витамины»).
Беседы-обсуждения:
o «Все ли продукты можно считать полезными»;
Цель: уточнить и пополнить знания о полезных свойствах продуктов.
o «В чем разница между полезными и вкусными продуктами»;
Цель: уточнить какие продукты приносят пользу, а какие вредят организму.
o «Что растет в саду»;
Цель: уточнить и пополнить знания о плодах и ягодах, растущих в саду.
o «В деревне у бабушки» (садовые ягоды);
Цель: дать знания о садовых ягодах, об их свойствах, полезности, познакомить с понятием «садовые».
o «У медведя в бору» (лесные ягоды);
Цель: дать знания о лесных ягодах, об их свойствах, полезности, о местах их прорастания, познакомить с понятием «лесные».
o «Вечер загадок»
Цель: уточнить знания о ягодах, фруктах, овощах, закреплять умение отгадывать загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
o «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
o Игра «Найди различия»
Цель: развивать зрительное внимание.
o «Угадай по вкусу, запаху и на ощупь»;
Цель: развитие обоняния, вкуса.
o «Собери картинку» (разрезные картинки);
o «Вершки – корешки» (настольно - печатная игра);
o «Фрукты, овощи, ягоды» (лото, домино);
o «Что растет в поле, в саду, в огороде» (настольно - печатная игра);
Образовательная область
«Речевое развитие»
Словесные игры:
Цель: закрепить название овощей, что необходимо для приготовления супа;
o «Сварим компот» (из ягод, фруктов);
o «Приготовь обед»;
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму, вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
o «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»;
Цель: образование прилагательных от названия фруктов.
o «Назови название сока».
o «Кто запомнит больше слов?»
Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память;
o Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствование фонематических процессов, формирование умения определять первый и последний звук в слове.
o «Отгадай загадку»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
o «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
o «Один много»
Цель: Формировать умение образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже.
o «Я знаю пять названий…»
Цель: Обогащение и активизация словаря детей.
o «Я положил в сумку…»
Цель: развитие внимания и памяти.
o «Придумай весёлую историю», «Придумай грустную историю историю»,
Цель: развитие фантазии, связной речи
Чтение художественной литературы для детей:
o Барто «Морковный сок»,
o Маршак «Синьор помидор»,
o Русско – народная сказка «Мужик и медведь»,
o Толстой «Вершки, корешки»;
o Квитко «Новая яблоня», «Сливы», «Вишенка»;
o Такмакова «Яблонька», «Ай да суп»,
o Сутеев «Мешок яблок» и др.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры:
o Магазин «Овощи и фрукты»;
Цель: Закрепление знаний детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
o «Фруктовое кафе»;
Цель: развитие диалогической речи, умение сочинять сюжет игры. Закрепление названий фруктовых соков.
o «Увозим урожай сдачи»
Цель: Уточнение знаний детей о хозяйственно - бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игр.
o «Привезите фруктов мишке»
Цель: Формирование игровых навыков в сюжетно-ролевой игре «автобус» и «магазин»
o «Овощной магазин»
Цель: Закрепление представлений детей об окружающей жизни, о профессиях.
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивные виды деятельности:
Лепка:
o «Морковки для зайца»,
o «Огурец и свекла»,
o «Яблоки и ягоды»,
o «Фрукты и овощи».
Цель: [/b]закреплять с детьми формы, цвет, размеры плодов; называть обобщающие слова «овощи», «фрукты», «ягоды».
Аппликация:
o «Овощи и фрукты» (методом обрывания);
o «Ветка смородины» (метод срезания углов у квадрата);
o «Ягоды в лукошке» (метод срезания углов у квадрата и овала»);
o «Яблоко» (объёмная аппликация)
Рисование:
o «Спелая вишня»;
o «Весёлые овощи на грядке»;
Образовательная область
«Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика:
o «Яблоко»;
o «Сливы»;
o «Что растёт в моём саду»;
o «Фруктовые пальчики»;
o «Компот»;
o «Апельсин»;
o «Капуста»;
o «На базаре»;
Подвижные игры :
o «Овощи»;
o «Урожай»;
o «Сеял дедушка горох»;
o «Корзина с овощами»;
o «Зайка и капуста»;
o «Кабачок»;
o «Баба сеяла горох»;
o «Огород у нас в порядке»;
o «Посади и собери картофель»
Заключение
Данный проект «Витамины в лукошке» был проведен в МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №143» г. Иваново с детьми старшей логопедической группы №11.
В самом начале работы мы выяснили, что дети имеют слабые представления об фруктах, овощах и ягодах, которые приносят нашему организму пользу. Поэтому мы знакомили детей, как с полезными продуктами, так и с вредными. Знакомство проходило через беседы, разнообразные занятия, через игровую деятельность, художественную литературу. В данном проекте мы расширяли знания детей о фруктах, ягодах, овощах.
Ожидаемый результат.
У детей повысился уровень знаний по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»;
Дети научились новым способам и приёмам рисования, а так же элементам оригами;
Родители приняли активное участие в реализации проекта;
Участие в проектной деятельности научило детей выделять проблему, ставить цели, добывать знания, делиться полученной информацией, получать результат;
Дети научились слушать друг друга, распределять роли, объединять полученную информацию воедино;
Диапазон знаний детей значительно расширился, они научились добывать информацию самостоятельно, привлекая все доступные средства;
Данный метод был интересен всем участникам. Знания, которые приобрели дети, еще раз доказывают эффективность применения проектной деятельности.
Эффективность работы выявилась в ходе проведения начальной и конечной диагностики. В перспективе мы планируем познакомить детей с другими продуктами и их полезными свойствами. Такими как: хлеб, как он появился на столе, в чем его польза; разнообразными крупами, их пользе, произрастании, какие каши из них можно сварить; молочными продуктами, какие они бывают, в чем их польза.
Благодаря тесному сотрудничеству педагогического состава 11 логопедической группы с родителями и детьми в рамках проекта были реализованы наглядные конкурс-выставки детских работ, а так же фото – выставки. Данный проект можно использовать педагогам в разделе «Познавательное развитие».
Проект был реализован с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы. Проект интересен, как логопедам, так и воспитателям.