Александра Медведева
Проект в старшей и подготовительной группе «Волшебный мир общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир общения»
(оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность)
Подготовила: Медведева Александра Владимировна.
Актуальность. Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, как следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создать такие условия, которые будут способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Проблема. Недостаточно развитые (сформированные) социально-коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста приводят к напряженности и конфликтности в группе детей ДОУ.
Идея. Повысить уровень социально-коммуникативных навыков группы детей старшего дошкольного возраста, снизить уровень тревожности и конфликтности посредством системных усилий на основе программы психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Цель: оптимизировать коммуникативные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи
1. Развить коммуникативную компетентность педагогов процессе общения с воспитанниками детского сада и их родителями.
2. Выявить причины нарушения общения
3. Создать условия для осуществления развивающей работы с детьми с проблемами в общении в условиях игры.
4. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения
5. воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу
Создать условия для организации детско-родительского сотрудничества в разных видах деятельности.
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
способствовать формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог-психолог, воспитатели.
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Этапы:
1. Подготовительный (август - сентябрь)
2. Реализация:
• проектирование и планирование (октябрь – ноябрь)
Диагностика участников проекта (вторая половина ноября)
• Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных навыков детей старшей группы в деятельность ДОУ (декабрь – апрель)
3. Обобщение опыта (апрель – март)
Основная целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.
Методы работы.
Метод сравнения контрольной и экспериментальной группы
• Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
• Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
• Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
• имеют первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и стараются соблюдать их;
• проявляют умение слышать других и стремление быть понятыми другими;
• владеют активной речью, включенной в общение;
• умеют договариваться, налаживать элементарное сотрудничество друг с другом;
• проявляют интерес к сверстникам и взрослым, к совместным играм небольшими группами;
• способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
• используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
• обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самим себе.
Родители:
• активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность
Педагоги:
• осуществляют инновационную деятельность;
• повышают профессиональный уровень.
Продукты проекта:
• Выставка рисунков «Город волшебных слов»
• Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
• Коллаж «Дерево дружбы»
Заключение:
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников и общения родителей со своими детьми.