Шунина Наталья
Проект в старшей группе «Зачем человеку кожа?»
Актуальность:
Детям всегда интересно его тело, но всегда ли мы обращаем пристальное внимание на кожу? Можно выработать у ребёнка привычку к личной гигиене с помощью контроля, тогда она исчезнет, если ослабнет контроль. А можно выработать самоконтроль, когда ребёнок самостоятельно добудет элементарные сведения о собственном организме и влиянии на него неблагоприятных факторов окружающей среды или собственного поведения.
Цель:
Выявить субъектный опыт детей о коже. Развивать познавательную и творческую активность детей.
Задачи:
Развивать способности к поисковой деятельности:
Публикация «Проект в старшей группе „Зачем человеку кожа?“» размещена в разделах
Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.
Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.
Выбирать материалы и способы действия.
Уметь аргументировать свой выбор.
Уточнить и обобщить знания детей о коже.
Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт.
Развивать коллективную мыследеятельность.
Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к коже, а также сознательное отношение к собственному здоровью и личной гигиене.
Участники проекта :
Дети средней группы, кукла бибабо обезьянка Анфиска, воспитатель, родители, другие участники (бабушки, дедушки, медицинские работники).
Сроки:
Две недели.
Предполагаемый результат:
Мы узнаем:
Кожа есть по всему телу, в одних местах она упругая, в других оттягивается от тела.
Кожа бывает разного оттенка.
Кожа выполняет защитную функцию.
Кожа есть у животных, но она покрыта шерстью. У рыб – покрыта чешуей. У птиц – покрыта перьями.
Кожа пальцев рук имеет наибольшую чувствительность.
Свойства кожи изменяются с возрастом.
На подушечках пальцев имеется неповторимый узор, у каждого свой.
Мы увеличим словарный запас:
Микроскоп, микробы, бактерии, чешуя. Активизируем слова: мягкая, упругая, нежная, твёрдая, шершавая, загорелая, белая, шоколадная.
Мы изготовим:
Книжку-малышку «Зачем человеку кожа» - рассказы, иллюстрации.
I этап – Подготовительный
Мотивация: игровая ситуация с куклой-обезьянкой бибабо Анфиской «А у меня есть…. А у вас?». А у меня есть ушки! (лапки, хвост, шёрстка).
Выявление субъектного опыта:
Что мы знаем?
Кожа нашу кровь прячет, без неё вся кровь вытечет.
Кожа у всех людей одинаковая. Пальчики закрывает. Без кожи руки нельзя мыть.
У собаки тоже кожа есть, только она под шкурой спряталась.
Без кожи все кости вывалятся. Ходить нельзя будет. И бегать.
Кожа охраняет, чтобы мы не царапались.
Что мы хотим узнать?
Что ещё прячет кожа?
А кто на коже прячется?
Можно ли кожу снять, как платье? Почему кожа на лице крепкая, а на шее нет?
Почему на щёчках у меня кожа мягкая, а на маминой ноге, ну куда она туфли одевает, кожа твёрдая?
Где ещё кожа умеет «видеть»?
У всех ли людей кожа одинаковая?
Где найдём информацию?
Поищем вместе с мамой в книгах и журналах.
Рассмотрим в лупу или микроскоп. У моей мамы есть.
Сравним кожу у всех в семье.
Проверим, везде ли кожа одинаково «видит» предметы.
Сравним кожу всех ребят в группе.
Рассмотрим домашних животных дома.
Цель:
Узнать много интересного о коже.
Задачи:
Провести опыты.
Нарисовать свои впечатления.
Найти иллюстрации.
Принести фотографии.
Что мы можем изготовить в конце, когда так много узнаем, чтобы не забыть?
Коля: «Умную книжку хочу».
Лиза: «Давайте нарисуем всехние ладошки».
Лариса: «Я ладошки рисую».
Анфиска: «А давайте сделаем книжку-малышку и нарисуем к ней картинки».
Полина: «А фотографии куда денем?»
Анфиска: «Не знаю. А вы как думаете?»
Саша: «Книжка и с фотографиями бывает. Я у мамы видел. Правда, правда, видел».
II этап – Планирование
Схема последовательных действий совместно с детьми:
Сначала мы всё узнаем. (Анфиска и все дети)
Прикрепим на доску картинки. (Лариса)
Анфиске расскажем, а вы запишите. (Саша)
Дома мама сфотографирует. У нас новый фотоаппарат. (Лиза)
Книжку вместе сделаем, когда всё соберём. (Анфиска)
Организация деятельности детей:
Звё здочка обдумывания: какая будет книжка (внешний вид, что в ней будет находиться, размер книги).
Кто будет, что делать:
Мы с мамой узнаем, что прячется на коже.
А давайте я найду картинки, что прячет ваша кожа. (Анфиска)
А давайте я с мамой тоже узнаю чего-нибудь. Мама мне умную книжку купила. В ней всё есть. Анфиска помогает определить задание: Что прячет наша кожа?
Чур, я ладошки рисую. А вы мне поможете?
Давайте Полина узнает, везде ли кожа «видит» предметы. (Анфиска)
А кто узнает, кто может помочь, если кожа заболеет? (Анфиска)
Организация деятельности родителей:
Мотивация: мы с детьми работаем над проектом «Зачем человеку кожа?». Обезьянка Анфиска задала детям множество вопросов. Мы просим вас помочь нам найти на них ответы. Для каждой семьи расписать конкретный план действий дома вплоть до вопросов, какие надо задать детям. Определить сроки выполнения задания.
III этап – Сбор информации
Помощь детям:
Ежедневная мотивационная поддержка-игра с Анфиской «А я узнала (узнал, что…». В роли Анфиски каждый раз выступает другой ребёнок. Для обобщения материала и определения дальнейших действий роль вновь берёт на себя педагог.
Размещение материала на информационном поле, классификация информации.
Придумывание модели-схемы для составления рассказа.
Помощь в составлении и фиксировании коротких рассказов (по схеме-модели, с наводящими вопросами в случае затруднений).
Организация опытно-экспериментальной деятельности.
Организация продуктивной деятельности.
Помощь родителям:
Ежедневный отчёт о новостях перед каждым родителем, кто работает над проектом. Знакомство с информационным полем проекта. Рассказывают дети с помощью воспитателя в роли Анфиски. Консультации по мере надобности.
Ежедневные индивидуальные беседы с каждым, кто работает по проекту.
IV этап – Обобщение информации
Подготовка продукта к презентации:
Сортировка рассказов, иллюстраций, рисунков.
Распределение рассказов в книгу по ключевым вопросам.
Сделать слайд-шоу и показать на родительском собрании.
V этап – Презентация продукта проекта
Показать свою книгу и каждый, кто участвовал в проекте, расскажет, что он узнал о коже другим детям.
Сделать слайд-шоу и показать на родительском собрании.