Елена Кузнецова
Проект в старшей группе «Правила дорожные, правила надёжные!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правила дорожные, правила надёжные!»
Подготовила и провела: Кузнецова Е. А.
Вид проекта : краткосрочный с 4 по 8 июля (1 неделя)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Публикация «Проект в старшей группе „Правила дорожные, правила надёжные!“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Проблемная ситуация: в один из утренних приёмов Арсентий Д. пришёл расстроенный. Когда он шёл с мамой в детский сад он увидел, на дороге сбитого котёнка. Он поделился увиденным с воспитателем и детьми. И тут разгорелась дискуссия: - нельзя ходить по дороге, надо переходить улицу по пешеходному переходу, без взрослых гулять нельзя. Придя в группу, мы начали разучивать песенку «Паровоз» см. приложение №3.
Актуальность: проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Цель проекта : формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта :
• обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
• с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
• формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
• укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
• выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат:
• Воспитать грамотного пешехода;
• Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выходы из них;
• Снизить процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей.
Образовательная область Формы организации деятельности педагога с детьми
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Обязанности пешехода», «Твой приятель светофор», «Обязанности пассажира в общественном транспорте», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад», «Сигналы регулировщика», «Сведенья о дорогах», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте».
Работа с родителями
Познавательное развитие Занятие в старшей группе «Зеленый огонек»
Дидактические игры: «Час пик», «Транспорт», «Светофор», «Назови знак», «Мы едим и идем», «Слушай – запоминай».
Домино «Дорожные знаки».
Конструирование из крупных модулей «Пожарная машина», «Легковой автомобиль», «Самолёт»
Речевое развитие Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой.», «Постовой», «Продуктовая машина», Н. Носов «Автомобиль» и т. д.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Любимый вид транспорта.
Лепка из пластилина: «Транспорт».
Конструирование: «Самолёты»
Книжки-раскраски
Физическое развитие Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий Пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д. «Самолеты», «Жмурки», «Хитрая лиса», «Прокати мяч» и т. д.
Приложение №1.
Конспект занятия в старшей группе.
«Зелёный огонёк».
Цель: закреплять знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении; обобщить знания о правилах уличного движения; развивать умственные способности и зрительное восприятие; развивать внимание, совершенствовать координацию движений; воспитывать у детей желание беречь своё здоровье, культуру поведения на улице.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важном- о правилах дорожного движения.
Очень важная наука- правила движения, и должны их соблюдать все без исключения.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимателен
И помни наперё д:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
- Ребята, почему необходимо соблюдать правила дорожного движения? Что может произойти, если их не соблюдать? (ответы детей) Но чтобы соблюдать правила дорожного движения, их нужно знать. Вот сейчас я проверю ваши знания «Дорожной азбуки».
Викторина «Вопрос- ответ».
1. Как называется часть улицы, по которой движется транспорт? (проезжая часть).
2. Где люди могут переходить проезжую часть дороги? (на пешеходном переходе).
3. Как узнать, где переход? (указывает знак)
4. Как называют людей, идущих по дороге? (пешеходы)
5. Как называют части дороги, по которой идут пешеходы? (тротуар)
6. Как должны идти пешеходы по тротуару? (спокойно, не торопясь, по правой стороне тротуара)
7. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
8. На какой сигнал светофора можно перейти дорогу? (на зелёный)
9. Какое правило нужно знать, чтобы перейти дорогу, где нет перехода и светофора? (посмотри на лево, посмотри направо, если проезжая часть свободна, то можно переходить)
10. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
11. Где можно детям кататься на велосипеде? (во дворе, на детской площадке)
12. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушили правила дорожного движения? (авария или ДТП)
13. Как называется место пересечения двух дорог? (перекрёсток)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Каждый из нас ежедневно бывает пешеходом. Мы знаем, что это очень серьезная роль, ведь пешеход должен быть внимательным, грамотными вежливым. Но для того чтобы нам на улице было безопаснее и понятнее, существуют помощники, которые показывают нам, где и когда можно безопасно пересечь проезжую часть. Как вы считаете, кто наши помощники? (ответы детей)
Показ дорожных знаков.
«Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
«Подземный переход»
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Пешеходам помогает
И машинам не мешает!
«Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
«Автобусная остановка»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
«Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
«Железнодорожный переезд»
Предупреждает знак нас строго:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути-
С электричкой не шути.
«Дорожные знаки»
Знаки мы дорожные.
Мы совсем не сложные.
Ты, дружок, нас уважай,
Правил ты не нарушай!
Воспитатель. Внимание! Только что поступило экстренное сообщение о выходе из строя нескольких светофоров. Давайте поможем наладить движение на дорогах и соберём новые светофоры. Для этого мне понадобится четыре человека.
Игра «Зажги огоньки светофора»
Дети должны в окошечки на макетах светофора вставить огоньки нужного цвета, выбрав их из предложенных.
Воспитатель. А сейчас давайте проверим, какие вы внимательные на.
Игра «Сигналы светофора»
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки- старта- и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный- передвигаться к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам показать, как вы запомнили дорожные знаки.
Игра «Собери дорожные знаки»
Дети в командах собирают разрезные дорожные знаки. Собрав, называют знак и объявляют, что этот знак обозначает. («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Автобусная остановка», «Знак медицинской помощи», «Осторожно дети!»)
Воспитатель. Скажите, пожалуйста ребята, какой знак вам запомнился больше всего? (Ответы детей).
Приложение №2.
Краткий словарик
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; а также человек, обучающий вождению.
Дорога – обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Пассажир – лицо, кроме водителя, которое находится в транспортном средстве, или входит в транспортное средство (садится на него, или выходит из него (сходит с него)
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее дорожных работ, в том числе лица, самостоятельно передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее. А также специально оборудованные участки дороги.
Приложение№3.
Песня «Паровоз»
Паровоз по рельсам мчится
На пути котёнок спит.
Паровоз остановился
И котё нку говорит:
Ты котёнок, ты котенок
Очищай скорее путь.
А котё нок отвечает:
Сам проедешь как-нибудь.
Паровоз тут рассердился, отдавил
Отдавил котёнку хвост,
А котёнок рассердился
Поцарапал паровоз.
Паровоз лежит в больнице,
Ему делают укол.
А котёнок сидит дома,
Пьёт какао с молоком.
Сидит кошка на окошке
Пришивает ему хвост.
А сама его ругает:
Не ходи под паровоз!
Приложение №4.
Развлечение по ПДД
«Правила дорожного движения должен знать каждый!»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Знакомство с правила ми дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
• Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора;
• Продолжение знакомства с дорожными знаками : «Дети», «Остановка автобуса», «пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Въезд запрещен», «Велосипедная дорожка»
• Уточнить и закрепить знания детей о светофоре и значении дорожных знаков на дорогах
• Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к изучению ПДД, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;
Воспитательные задачи :
• Воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте;
Образовательные области:
• - коммуникация;
• - безопасность;
• - здоровье;
• - социализация;
• - познание;
• - чтение художественной литературы
Развлечение проводится на участке детского сада
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения.
Наш детский сад и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. Вам часто приходится переходить дорогу. Вы ездите с мамами на автобусе в город, ходите в магазин. Чтобы спокойно переходить улицу надо знать правила дорожного движения.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
(Ю. Яковлев)
За соблюдением правил дорожного движения следят инспектора ГАИ. Государственные автоинспекторы - мужественные люди, которые несут свою службу и в жару и в холод. Они проверяют исправность автомашин, следят за соблюдением правил дорожного движения, первыми приходят на помощь пострадавшим в автомобильных авариях.
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Починяйся им без спора!
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу :
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Дети, а где вы видели светофор?
(Ответы детей)
В следующий раз, когда вы будете переходить улицу с мамой или папой, остановитесь и внимательно посмотрите, как слушаются светофора и машины и люди. А чтобы вы лучше запомнили сигналы светофора, мы поиграем в игру на правила дорожного движения. (предложить одному из детей поучаствовать в роли «светофора»)
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!
Желтый свет предупрежденье:
Жди сигнала для движения.
Запомните друзья мои,
Дает советы вам ГАИ!
Прочитать детям стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно», С. Маршака «Милиционер», «Мяч».
Рассмотреть плакат с различными дорожными ситуациями
Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, одну ситуацию (показать картинку, где дети играют рядом с проезжей частью).
Почему нельзя играть рядом с дорогой?
Дети: Потому что по ней едут автомашины, не заметишь автомобиль и попадешь под колеса.
Рассмотреть соответствующий дорожный знак.
(рассмотреть следующую картинку про велосипедистов)
Воспитатель: Ребятки, а можно ли кататься на велосипеде по проезжей части?
Дети: Только в сопровождении взрослых и только по велосипедной дорожке.
Рассмотреть соответствующий дорожный знак.
Попросить детей назвать части дороги (проезжая часть – для автомобилей, тротуар – для пешеходов, рассмотреть эти части на картинках.
Физкультминутка «По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
Предложить детям отгадать загадки :
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(Светофор.)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой… (Велосипед.)
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
А сейчас мы поиграем в игру «Когда мы пассажиры».
Кого мы называем пассажирами? (ответы детей). Миша будет нашим водителем, он сядет впереди. Значит, мы - пассажиры и ждем на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали! Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. А разговаривать во время движения с водителем можно?
Дети: нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Нельзя отвлекать водителя разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.
Воспитатель: А можно высовываться из окна автобуса?
Дети: Нельзя, это опасно.
Воспитатель: А можно, ли ходить во время движения автобуса?
Дети: Нельзя, можно упасть.
Ведущая: А можно ли громко разговаривать в автобусе?
Дети: Нет, это будет мешать другим пассажирам.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
«Угадай, какой знак».
Цель игры: учить различать дорожные знаки для водителей, пешеходов и велосипедистов.
Материал: напольные дорожные знаки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает группе детей по очереди подойти к любому дорожному знаку и объяснить его назначение.
Воспитатель: Сегодня, дети, вы много узнали нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует, запомните их, а дома расскажите своим братьям и сестрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.
В конце развлечения предложить детям настольные игры: «Светофор», лото «Водитель – пешеход», «Внимание дорога».