Валентина Горбунова
Проект «Правила дорожные знать каждому положено»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 45
Проект
Правила дорожные знать каждому положено
Подготовила:
В. В. Горбунова
Воспитатель
Головково
2015 год
Оглавление
1. Пояснительная записка 3 стр.
2. Паспорт проекта 4 стр.
3. Актуальность 4 стр.
3.1 Актуальность проблемы 4 стр.
4. Цель, задачи проекта 6 стр.
5. Участники проекта 7 стр.
6. Стратегия реализации проектной идеи : 8 стр.
Публикация «Проект „Правила дорожные знать каждому положено“» размещена в разделах
6.1 Подготовительный этап 8 стр.
6.2 Основной этап (деятельный этап) 9 стр.
6.3 Заключительный этап 9 стр.
7. План реализации проекта 10 стр.
8. Ожидаемый результат (дети, педагоги, родители) 10 стр.
9. Перспектива дальнейшей деятельности 13 стр.
9.1 Поиск путей совершенствования решения проблемы 13 стр.
9.2 Активизация детей и их родителей на дальнейшую деятельность 14 стр.
10. Отчет о реализации проекта (письменный, презентация, видеофильм) 17 стр.
11. Список литературы 18 стр.
12. Приложения (Диск)
Проект по ПДД в подготовительной группе
«Правила дорожные знать каждому положено»
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни наших детей?»
1. Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости.
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто, мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» - большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
2. Паспорт проекта
Образовательная область: Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Вид проекта : досугово-познавательный.
3. Актуальность
Программа «Правила дорожные знать каждому положено», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Запланированные мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, выставок детских работ по ПДД, наблюдений за движением транспорта, художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, оформление уголка по “Правилам дорожного движения”, разработка и использование маршрута “Дом – детский сад” совместно с родителями.
3.1 Актуальность проблемы
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.
Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.
Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасному в дорожном движении необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктуют необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких как проектная деятельность поэтому в нашем дошкольном учреждении в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме “ Правила дорожные знать каждому положено”.
Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации и открывающиеся возможности. Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:
• у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
• взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;
• будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.
К. Д. Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
4. Цель, задачи проекта
Создание максимально эффективных условий для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных правил дорожно-транспортной безопасности в ходе реализации проекта “ Правила дорожные знать каждому положено” посредствам включения родителей воспитанников в образовательную деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей ПДД.
Изготовление дидактических игр по ПДД.
Использование игр:
Дидактических:
«Подумай – отгадай»,
«Красный – зеленый»,
«Какой это знак?»,
«Кто больше знает?»,
«Собери машину»,
«Угадай-ка»,
«Отгадай-ка»,
«Объясни»,
«Тормозной путь»,
«Подбери к ситуации соответствующий знак»,
«Дорожные ловушки» и т. д.
Подвижных:
«Воробышки и автомобиль»,
«Цветные автомобили»,
«Ловкий пешеход»,
«Пешеходы и транспорт»,
«Фигурное вождение велосипеда,
самоката» и т. д.
1. Формирование у детей навыков безопасного поведения и развития познавательных процессов необходимых для правильной ориентации на дороге;
2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
3. Дать представление о правилах поведения пешехода на улицах города;
4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения на дороге;
5. Закрепить с детьми знаний правил уличного движения;
6. Научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
5. Участники проекта
Воспитанники подготовительной группы “Рябинушка”. Подготовительная группа возраст 5-6 лет.
Родители воспитанников группы “Рябинушка”.
Методы проектной деятельности 1. Познавательные беседы;
2. Чтение художественной литературы;
3. Занятие по безопасности;
4. Просмотр видеоматериалов;
5. Художественно – творческая деятельность;
6. Игровая деятельность;
7. Исследовательская деятельность “Разработка и использование маршрута “Дом – детский сад””.
8. Рассматривание.
6. Стратегия реализации проектной идеи :
Этапы работы над проектом I этап “Предварительный”
II этап “Основной”
III этап “Заключительный”
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Содержание деятельности Ответственные Результат
6.1 Подготовительный этап
1. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
2. Укрепление материально-технической базы:
Изготовление атрибутов по ПДД; Оформление информационного стенда для родителей по ПДД. Воспитатели Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Пополнение уголка Безопасности дидактическими играми и пособиями
3. Анкетирование родителей “Соблюдение дорожно-транспортной безопасности”. Воспитатели группы, родители
6.2 Второй этап “Основной”
4. Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
5. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: С. Михалкова “Бездельник светофор”, Дружинина М. “Наш друг светофор”; “Правила поведения на улице”; “Правила езды на велосипеде”; Иванов А. “Азбука безопасности”; Кривицкая А. “Тайны дорожных знаков”, Серяков И. “Улица полна неожиданностей” и т. д.
6. Конкурс на лучший рисунок по ПДД “Светофорик” совместно с родителями на тему “Я пешеход”.
7. Проведение занятий по ПДД.
8. Проведение подвижных и дидактических игр.
9. Решение игровых и проблемных ситуаций.
10. Проведение викторины по ПДД.
11. Консультация для педагогов детского сада “Дорожная азбука”.
12. Консультация для родителей на тему “Памятка пешеходам”.
13. Разработка с родителями и использование маршрута “Дом – детский сад”. Воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД, Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
Закрепление детьми и родителями знаний ПДД, воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД
6.3 Третий этап “Заключительный”
Подведение итогов проекта игра путешествие “В страну дорожных знаков”, вручение медалей, благодарственных писем родителям.
Презентация проекта Участники проекта, музыкальный руководитель
Участники проекта, воспитатели Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей.
Материалы по опыту работы по данному направлению
7. План реализации проекта
Неделя с 26 октября 2015 года – по 30 октября 2015 года.
8. Ожидаемый результат (дети, педагоги, родители)
Результат деятельности педагогов:
1. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ДДТТ;
2. Формирование у детей элементарных норм и правил дорожно-транспортной безопасности;
3. Привитие дошкольникам умения ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
4. Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
5. Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
6. Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
7. Знание правил безопасного поведения на улицах.
8. Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
9. Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
10. Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
11. Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
12. Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
9. Перспектива дальнейшей деятельности
9.1 Поиск путей совершенствования решения проблемы
(работа с родителями)
26 октября
1. Родительское собрание:
«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют».
2. Участие в фотовыставке «Типичные нарушения правил дорожного движения».
3. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».
27. октября
1. Анкета для родителей «Насколько я дисциплинированный пешеход и водитель».
2. Изготовление дорожных знаков.
3. Консультация «Где мы живём и где гуляют наши дети».
28 октября
1. Памятка для родителей «Дети и дорога».
2. Изготовление родителями дорожных знаков, пешеходной дорожки для напольного макета.
3. Выставка детских рисунков «Улица посёлка».
29 октября
1. Помощь родителей в оформлении экспериментальной площадки.
2. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения). (Игра)
30 октября
1. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.
2. Показ презентации.
9.2 Активизация детей и их родителей на дальнейшую деятельность
(Консультации для родителей)
Ваш ребёнок на улице.
Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу.
Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.
Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Родители должны знать :
• Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
• Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы.
• Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.
• При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.
• Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.
• Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.
• Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.
Родителям – о безопасности дорожного движения.
Уважаемые родители!
Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностях. Рост ребёнка – серьё зно препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, и сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля ил другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т. е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.
Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.
Вопросы викторины
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
3. Почему надо придерживаться правой стоны?
4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
9. Что такое регулируемый перекрёсток?
10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?
Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Вопросы 1 команде:
1. Какое движение на вашей улице — одностороннее или двустороннее?
2. Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?
3. Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?
4. Как обозначается пешеходный переход?
5. Как регулируется движение на улице?
6. Какие сигналы светофора вы знаете?
7. Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
8. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы 2 команде:
1. Как надо вести себя в автобусе?
2. Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
3. Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.
4. Когда надо начинать переход улицы?
5. Как нужно идти по тротуару?
6. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
7. Что помогает регулировщику управлять движением?
8. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Заключение
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается.
Приоритетной проблемой общества, требующей решения в ДДТТ, при всеобщем участии воспитателей, родителей и их детей. и самыми эффективными методами проектной деятельности.
Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц.
Мы убеждены, что метод проектирования – это технология включающая комплексную деятельность, которая даёт положительные результаты.
В процессе проекта “ Правила дорожные знать каждому положено” мы смогли заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.
Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям МАДОУ так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике ДДТТ.
10. Отчет о реализации проекта
Письменный, презентация, видеофильм. (Диск)
11. Список литературы
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
5. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
6. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
7. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М., 2006.
10. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
11. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
12. Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО “Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2002.
13. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
14. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
15. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
12. Приложение
Диск с информацией