Евгения Грабко
Проект в старшей группе «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством через фольклор.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, специалист по физической культуре, родители.
Тип проекта : информационно-творческий, коллективный, долгосрочный (сентябрь - апрель).
Публикация «Проект в старшей группе „Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством средствами фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Актуальность проекта : «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.» В. Сухомлинский.
Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку – его богатству, образности, напевности. Именно в фольклоре, мастерстве отражаются душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычай и традиции. Актуальность выбранной мною проекта определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа, а также использования русского фольклора.
Цель проекта : ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством через фольклор.
Задачи проекта :
- Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)
- Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность
- Расширение словаря детей, использование в речи фольклор
- Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями
- Знакомство с народной декоративной росписью.
- Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей
- Развивать творческую самостоятельность
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Ожидаемый результат:
Дети дошкольного возраста познакомятся с русским народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.
Итоговое мероприятие: музыкальное мероприятие «В поисках Весны».
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный:
• Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
• Разработка конспектов.
• Создать развивающую среду : наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
• Подбор песен, игр, считалок, закличек и т. д., связанных с тематикой проекта.
• Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
• Анкетирование родителей.
2. Основной:
• Цикл познавательных занятий
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей
• Мультимедийные презентации по теме проекта
• Ознакомление детей с жанрами фольклора через совместную деятельность воспитателя и детей.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов и анализ результатов проекта;
Планирование:
Сентябрь:
Речевое развитие.
Конспекты НОД «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»», «Составления рассказа по скороговорке». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «Краски осени», «Осень в городе», «Грибной край», «Деревья и кустарники осенью», «Ягоды», «Картофель – хлебу подспорье», «Хлеб – всему голова»
Речевые игры: «Скажи наоборот», «Родственные слова», «Подбери словечко», «Отгадай, где растет», «Продолжи предложение»
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Кривая уточка», «Вершки и корешки», «Лиса и рак», сказка В. Даля «Война грибов и ягод». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «У медведя во бору, грибы ягоды беру», «Картофель – хлебу подспорье». Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспекты НОД «Как лоскутные куклы повели хоровод», «Как люди вырастили хлеб». Литература: И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Старшая группа.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Лето красное прошло», «Деревья в нашем парке», «Яблоня с золотыми яблоками», «Укрась платочек ромашками».
Лепка.
- «Листья танцуют и превращаются в деревья».
Аппликация.
- «Соломенный бычок».
Музыка.
- разучивание русской народной песни «Иван, Иван …», «Осень», разучивание танца «Грибочки», знакомство с народными музыкальными инструментами.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Грибники», «У медведя во бору», «Кузовок», «Огородник и воробей».
Работа с родителями
Анкетирование «Русское народное творчество»
Октябрь:
Речевое развитие.
Конспекты НОД «Составление сюжетного рассказа по картинке», «Составление рассказов по теме стихотворений». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «Золотая осень», «Осенние дары», «Мука», «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «Покровская неделя».
Речевые игры: «Урожай», «Назови сок», «Скажи какой, какая, какие», «Осенние листья», «Скажи наоборот»
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Петушок и жерновицы», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Что нам осень принесла?», «Покров», «Семья вместе - душа на месте». Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспекты НОД «Лукошко», «Что люди умеют делать из дерева». Литература: И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Старшая группа.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Загадки с грядки», «Осенние листья», «Знакомство с городецкой росписью», «Городецкая роспись».
Лепка.
- «Лошадка- Быстроножка».
Аппликация.
- «Аппликация из осенних листьев».
Музыка.
- разучивание русской народной песни «Как у деде Ермолая», осенний утренник «Осенние дары».
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Петя, петушок», «Каравай», «Платок», «Лохматый пес».
Работа с родителями
Папка передвижка «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Покровская неделя»
Ноябрь:
Речевое развитие.
Конспекты НОД «Составление рассказа на заданную тему», «Составление рассказов по теме стихотворений». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «О ремеслах», «Городецкие узоры», «Русские обычаи», «Русские народные сказки», «Перелетные птицы».
Речевые игры: «Подбери словечко», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Родственные слова».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Летучий корабль», «Хаврошечка», «Лиса и журавль».
Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Всякому молодцу ремесло к лицу», «Уходит осень золотая».
Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспекты НОД «Пароход», «Столбушка- крестовушка»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Закладки для книг. Городецкие узоры», «Золотая береза», «Мои любимые сказки».
Лепка.
- «Красивые птички».
Аппликация.
- «Картины из крупы».
Музыка.
- разучивание хороводной песни «В лесу родилась елочка», русской народной песни «Скворушка», разучивание танца «Игрушки», знакомство с народными музыкальными инструментами.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Перелет птиц», «Совушка», «Море волнуется раз», «Баба Яга».
Работа с родителями
Папка передвижка «Синичкин день», «День матери»
Декабрь:
Речевое развитие.
Беседы: «Зимушка – зима», «Птицы и животные зимой», «Дивные кружева», «Зимние игры».
Речевые игры: «Два в одном», «Зимние забавы», «Продолжи предложение»,
«Скажи какой, какая, какие».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Морозко», «Теремок», «Зимовье зверей». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Русские народные сказки», «Игры во дворе».
Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспекты НОД «Новогодние игрушки», «Снежинки». Литература: И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Старшая группа.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Зима», «Снежинка», «Белая береза под моим окном».
Лепка.
- «Бусы»
Аппликация.
- Снеговики в шапочках.
Музыка.
- разучивание хороводной песни «Как на тоненький ледок». Новогодний утренник.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Два Мороза», «Дрема», «Третий лишний», «Рукавичка».
Работа с родителями
Папка передвижка «Новогодние традиции», «Роль фольклора в развитие детей»
Январь:
Речевое развитие.
Конспект НОД «Составления рассказа на тему «Игры зимой»». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «О зимних явлениях в природе», «Зимние развлечения», «Новый год», «Рождество».
Речевые игры: «Зимние слова», «Одежда», «Подбери словечко», «Назови одним словом».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Снегурочка», «Волк и Лиса». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Здравствуй, гостья зима», «Зимние Святки».
Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспект НОД «Лошадка из ниток». Литература: И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Старшая группа.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Начинается январь, открываем календарь», «Катание с горки».
Лепка.
- «Румяные заплетушки»
Музыка.
- разучивание хороводной песни «Как на тоненький ледок». Знакомство с народными музыкальными инструментами.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Ловишки», «Звери, птицы, рыбы», «Мышеловка».
Работа с родителями
Папка передвижка «Рождественские забавы»
Февраль:
Речевое развитие.
Конспекты НОД «Составление описательного рассказа о предметах посуды», «Составление рассказа на тему скороговорок». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «О Родине», «День защитника Отечества», «Устное народное творчество».
Речевые игры: «Скажи наоборот», «Родственные слова», «Предлоги».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Два Мороза», «По щучьему велению», былина «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Солдатушки, бравы ребятушки», «Зима недаром злится».
Литература: И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа.
Конструирование.
Конспект НОД «Лодка», «Воздушные игрушки».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Деревья в инее», «Папин портрет»
Лепка.
- «Длинные ножки и язычки».
Аппликация
- «Галстук для папы».
Музыка.
- разучивание песни «Наша армия сильна». Утренник «Русские Богатыри».
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Заря», «Кошки – мышки», «Мороз», «Круг-кружочек».
Работа с родителями
Папка передвижка «Дети любят потешки», рекомендации «Что почитать ребенку»
Март:
Речевое развитие.
Конспект НОД «Составление рассказа на заданную тему». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «Женский день», «Устное народное творчество», «Народная игрушка», «Масленая неделя», «Ранняя весна».
Речевые игры: «Скажи ласково», «Скажи какой, какая, какие», «Чем похожи, чем отличаются», «Домашние животные».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Рукодельница и Ленивица», «Баба Яга». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Прошла зима холодная», «Как на Масленой недели», «Золотая хохлома».
Конструирование.
Конспект НОД «Матроска», «Коллаж из пуговиц».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Мамин портрет», «Знакомство с хохломской росписью», «Ленточка. Хохломская роспись», «Тарелочка с ягодами. Хохломская роспись»
Лепка.
- «Декоративная чаша. Хохломская роспись»
Аппликация.
- «Из шерстяных ниток».
Музыка.
- разучивание хороводной песни «Ой блины, блины…», утренник «Музыкальная гостиная. 8 Марта». Знакомство с народными музыкальными инструментами.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Золотые ворота», «Идет матушка-весна», «Жмурки», «Змея».
Работа с родителями
Папка передвижка «Устное народное творчество»
Апрель:
Речевое развитие.
Конспект НОД «Составление рассказа на заданную тему». Литература: О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.
Беседы: «Книжный дом», «Светлая Пасха», «Весенние капели», «Мы – друзья природы», «Гжель».
Речевые игры: «Какие слышаться звуки?», «Предлоги», «У кого какой дом?», «Что можно делать с одеждой?».
Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «Царевна Лягушка», «Финист – Ясный сокол», «Марья Моревна». Заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой.
Конспекты НОД «Путешествие в прошлое бумаги», «Светлая Пасха».
Конструирование.
Конспект НОД «Уточка», «Пасхальные корзинки»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
Темы: «Весеннее небо», «Знакомство с гжелью», «Гжельские узоры», «Пасхальное яйцо гжельским узором».
Лепка.
- «Жаворонки веснянки».
Музыка.
- разучивание песни «Во саду ли, в огороде…», утренник «В поисках Весны». Знакомство с народными музыкальными инструментами.
Социально-коммуникативное развитие
Русские народные игры : «Садовник», «Горелки», «Гуси – лебеди», «Краски».
Работа с родителями
Папка передвижка «Международный день детской книги», «Зачем ребенку сказки?»
Литература:
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2018. – 432 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.
3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с.
4. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. М. : ИД «Цветной мир», 2015. – 176.
5. Лыкова И. А., Шипунова. В. А. Игрушки изначальные: история происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал: книга для педагогов и родителей. - Москва: Цветной мир, 2012. – 141 с.
6. Лыкова И. А., Шипунова. В. А. Небылицы, путаницы и загадки-обманки: развиваем воображение и чувство юмора: учебно-методическое пособие для педагогов: практическое руководство для родителей. - Москва: Цветной мир, 2014. - 139 с.
7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 128с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. - Москва: ТЦ Сфера, 2017. - 272 с.
9. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2015. – 288 с.
10. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 176 с.
11. Интернет ресурсы.
Сценарий утренника «В поисках Весны»
Действующие лица:
Взрослые: ведущая, Весна.
Дети: Веснушка, бабочки, жуки, божьи коровки, сорока, мишка, лиса, ежик, заяц.
Дети парами входят в зал, играют в «Ручеек». Затем становятся полукругом. Звучит пение птиц.
Ребенок: Ура! Весна уже пришла, капель на улицах слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик — весенний шум, и гам, и крик.
Ребенок: Горит, переливается,
Как радуга роса,
А в речке отражается
Берёзонька – краса.
Ребенок: И золотыми искрами
Сквозь нежную листву
В лицо нам солнце брызнуло.
Встречайте же весну!
1. Исполняется песня «Весенняя песенка»
Ведущая: Кто там песенку поёт?
Кто на праздник к нам идёт?
В зал вприпрыжку под фонограмму вбегает Веснушка.
Веснушка: Всем привет! А вот и я.
Не узнали вы меня?
Я – весенняя Веснушка,
Я – Веснушка – Конопушка.
Меня знают все ребята,
Любят за мою красу.
Я весною появляюсь
У ребяток на носу!
Ведущая: Хорошо, что ты пришла,
Нам приятно это.
Но, Веснушка, где Весна?
Веснушка: Заблудилась где-то!
Снег в лесу давно лежит,
Солнце светит мало.
Кто же знает, где она?
Где Весна пропала?
Вылетает на центр зала Сорока (ребенок).
Сорока: Я – Сорока, я – Сорока,
Далеко летаю, новости все знаю!
По лесу молва пошла,
Что в избушке спит Весна.
Ведущая: Что творится? Что нам делать?
Как же разбудить Весну?
Ведь Зима так надоела
Хочется уже Весну!
Веснушка: В лес дремучий я пойду,
Где живёт Весна, найду.
Веснушка идёт по залу, а навстречу бежит Ёжик
Ёжик. Здравствуй, милая Веснушка, у меня замёрзли ушки.
Вместе мы с тобой пойдём и Весну в лесу найдём.
Ёжик и Веснушка идут по тропинке
Ведущая: На весенний на лужок скачет Заинька прыг-скок.
Выбегает зайка
Зайка. У меня озябли лапки, трудно заиньке скакать.
Долго ли ещё, ребятки, Солнышко с Весною ждать?
Ведущая: Не грусти Зайчонок – зайка
Лучше с нами поиграй –ка!
2. Игра «Весна на пороге»
Зайка. Весело ребята с вами,
Наигрался я с друзьями.
Веснушка. С нами, Заинька, пойдём, вместе мы Весну найдём.
Веснушка, Ёжик и Зайчик идут по залу
Ведущая: Вот и Лисонька бежит, вся от холода дрожит.
Выбегает на центр зала Лиса
Лиса. Выйди, солнышко, скорей, Лисоньку ты обогрей!
Высуши мой рыжий мех, буду я красивей всех!
Веснушка. С нами, Лисонька, пойдём, вместе мы Весну найдём.
Веснушка, Ёжик, Зайка и Лиса идут дальше
Ведущая: Вот в коротеньких штанишках из берлоги вышел Мишка.
Выходит Медведь
Медведь. Это кто здесь так шагает, громко топает, мешает
Соне-Мишке сладко спать, я могу вас напугать. Ры-ры-ры!
Веснушка. Мишенька, пора вставать.
Ты скорее просыпайся, за Весною отправляйся.
Медведь. Ладно, так и быть, пойду, с вами я Весну найду.
Все вместе идут по залу и подходят к домику Весны
Веснушка. Посмотрите-ка, зверюшки. Здесь в глуши стоит избушка.
В ней живёт Весна - красна. Постучаться нам пора.
Стучит в окошко
Веснушка. Спит Весна и нас не слышит. Что же делать, чтобы вышла
К нам красавица-Весна и очнулась ото сна?
Лиса. А я знаю, как тут быть, как Весну нам разбудить.
Надо инструменты взять, громко музыку сыграть.
3. Оркестр «Во саду ли, в огороде»
Весна (из домика).
Просыпаюсь, просыпаюсь! Поднимаюсь, поднимаюсь!
Но к вам не выйду, ни за что, пока не вымою лицо!
Веснушка. Ежик, Мишка, Зайка, бегите, помогайте!
Вы к ручейку сходите, водицы принесите,
А ты, Лисонька, поспеши и полотенце принеси.
Звери приносят в ведёрках «воду», полотенце и подают всё в домик
Весна. Здравствуйте, ребята. Вот и я, Весна.
Теплыми шагами по земле прошла.
Привела я солнышко, жаркое, лучистое.
И оно гуляет по небу, по чистому.
Рады мне, ребята? Рады или нет?
Я хочу услышать, дети ваш ответ.
Вы мне рады, дети?
Дети. Да.
Весна. Ярко светит солнышко, и бегут ручьи,
На поляне на лесной выросли цветы.
Ах, какой чудесный звон
Раздался со всех сторон.
Разбудил и лес, и луг,
Заплясало все вокруг.
4. Танец «Жучков и бабочек»
Весна. Вот, ребята молодцы!
Вы так дружно танцевали,
А сейчас мы поиграем.
5. Русская народна игра «Заря»
Весна. Рада, что Весну вы ждали,
Что меня вы отыскали!
А теперь прошу ребят:
«Спойте песню для меня!»
6. Русская народная песня «Весняночка»
Весна. Спасибо, ребята, за песню,
А вот вам цветок интересный,
Его в благодарность возьмите
И в нем угощенье найдите
Дарит цветок и прощается с ребятами.