МААМ-картинки

Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста

Петрова Наталья Валерьевна
Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Назначение работы:

Занятие-развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Русская изба".

Цель:

Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа

Программные задачи:

Публикация «Педагогическая копилка, Знакомство с русским бытом и народным творчеством, Для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Образовательные: Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

2. Развивающие : Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Воспитательные: Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Дымковской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.

Оборудование:

Макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар, глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки.

Ход:

Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.

Заходят в зал и выстраиваются полукругом.

Воспитатель:

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Дети хором: Сказка, в гости приходи!

(Дети образовывают круг и исполняют хороводную песню)

(Вбегает девочка, разнимает руки и попадает в круг, громка плачет)

Девочка:

Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)

Воспитатель: Здравствуй девочка (девочка кивает головой)

Ребенок:

Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка - коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

Девочка: Ой! Вы кто?

Воспитатель: Я мама, а это все мои дети

.

Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.

Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.

Девочка: А это что ваш дом?

Воспитатель: Как дети у нас дом называю?

Ответы детей: (избой)

А самую большую комнату?

Ответы детей: горницей?

Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.

Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя, -поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.

Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.

Горница у нас небольшая

Да красивая какая!

На убранство погляди.

Иди Вера про печь нам расскажи!

Ребенок:

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.

Физминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)

Воспитатель:

Печь – это символ добродетели и тепла.

Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Все в избе сделано из дерево или глины. Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи. Ну, ребята выходите всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:

У печи стоят важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варим в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не в кружке, не в ковше,

А просто в кувшине.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Греется он на углях,

И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,

Прялочка родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Деревянные ложки —

Постучи-ка немножко.

Хочешь — вальс играй,

А хочешь — суп хлебай!

Варенька, а ты знаешь, что ложками не только ели, а еще и весело шумели.

Мы сейчас покажем наш «Шумовой оркестр»

(дети садятся за стол)

Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Ребенок:

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

Воспитатель:

Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом?

Ответы детей: (бить, влезать на него детям, садиться.)

Воспитатель:

Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.

Когда семья вместе, и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дружная семья не знает печали.

Семья в куче, не страшна и туча.

Везде хорошо, но дома лучше.

Воспитатель:

А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины, игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем.

Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.

Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?

Воспитатель: Принеси Максим покажи, чем мы освещалась горницу вечером?

(Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)

Воспитатель: Дети, а еще чем?

Ответы детей: Лучиной

Воспитатель: пока она горит она освещает горницу, как только она прогорит зажигали новую.

Воспитатель: Что такое лучина?

Ответы детей: Это палочка, деревянная палочка,

Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.

Воспитатель: Коли народ невесел

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Золотые ворота»

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

(играем 3-4 раза)

Воспитатель: Любим мы чаёвничать!

Воспитатель: А из чего мы чаек попьем?

Ответы детей: Из самовара.

Воспитатель: Ну-ка Вера расскажи нам про самовар?

Ребенок:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Воспитатель: (держит в руках каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Воспитатель: Ой, а что такое рушник?

Ответы детей: Полотенце!

Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)

Ребенок:

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей

Тары – бары – растабары

Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

1. Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

2. Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват)

3. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок).

4. Надо для стирки,

Может и для купания.

Посудина странное

Имеет название.

Не знаю, кем это

Название открыто,

Но эта посудина

Просто (корыто)

5. Воду он носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

6. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

7. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель: Варенька, а у нас есть для тебя подарок.

(вручает связку баранок)

Девочка: Спасибо за подарок, я маму угощу и папу (плачет)

Воспитатель: не плачь, я вспомнила волшебную игру, которая поможет тебе Варенька вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.

Игра "Карусели"

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята мы большие молодцы помогли

Вареньке вернуться домой к маме и папе.

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось на нашем делать сегодня?

(ответы детей)

А мне тоже понравилось с вами заниматься, вы много знаете и умеете, и я приглашаю вас к самовару попить чаю…

Публикации по теме:

Каталог игр по ознакомлению детей с русским народным творчеством 1. Русские народные подвижные игры: "Гуси - лебеди" Цель: Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством». Программное содержание:.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством». Средняя группа Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством» Актуальность проекта: Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством,.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством разных жанров В устном народном творчестве, вмещающем в себя все ценности русского языка, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему.

Сценарий викторины по русским народным сказкам для детей среднего и старшего дошкольного возраста Викторина по русским народным сказкам для детей среднего и старшего дошкольного возраста: «В мире сказки» Цель: приобщать детей к народной.

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возрастаВикторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста икторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди»,.

Викторина по русским народным сказкам для старшего дошкольного возраста Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый.

Опыт работы «Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе» Знакомство с русским народным творчеством в разновозрастной группе в структурном подразделении МОУ «Верхнекуларкинская СОШ» Духовно - нравственное.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным творчеством «Веселая ярмарка»Конспект занятия «Знакомство с русским народным творчеством «Веселая ярмарка» Мой опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста помог мне составить занятие о знакомстве с русским народным творчеством - первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2019 в 11:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Наталья Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД