ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру посредством знакомства с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.
Публикация «Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру посредством знакомства с русским народным творчеством» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Народное искусство является важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности, в котором объединены устный фольклор, музыкальное, хореографическое и декоративно-прикладное искусство.
Народная хореография, как один из аспектов музыкального фольклора - является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.
До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются наследниками и носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.
Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, поверьте, невозможно будет воспитать полноценного человека.
Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
В наши дни очень развиты информационные технологии, люди перестали интересоваться историей своей деревни. В СМИ не так уж часто говорят и показывают русский народный танец. Многие родители не знают, кто такой Игорь Моисеев и какой вклад он внес в развитие русской культуры. Дети практически не посещают музеи, в единичных экземплярах сохранились предметы старины, многие не различают народные промыслы. Сегодня современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на здоровье детей. Хочется, чтобы дети занимались спортом, приобщались к наследию народной культуры танца.
Таким образом, можно предположить, что если последовательно и систематически работать над изучением русского народного танца, как одного из аспектов музыкального фольклора, то это даст положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре, к ее историческому прошлому.
Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, я поставила перед собой цель -проследить, как влияет русское народное творчество на музыкально - эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор (песни, танцы, народные игры и т. д., костюмы, народные промыслы.
3. Обучить детей элементам русских народных танцев.
4. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
5. Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
6. Использовать новые формы работы по художественно- эстетическому воспитанию в триаде родитель, ребёнок, педагог.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.
В своей работе особое место уделяю приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях я знакомила детей с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, дети и их родители принимали участие в народных праздниках.
В музыкальном фольклоре неразрывно связано - музыка, пение, танец и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому, можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: народная песня, игра на народных музыкальных инструментах, народные игры, народная хореография.
Народная песня
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получили в младшей группе. Когда я познакомила детей с простыми попевками («Зайка серенький», они начинали подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом. Песни старалась подбирать удобные для активного подпевания, тексты песен были понятны и доступны детям. Например, я взяла известную детскую песенку «Жили у бабуси два веселых гуся» и предложила малышам ее обыграть без конкретных движений, дети начинали фантазировать, придумывать различные движения, изображая гусей, что способствовало развитию наблюдательности, образному мышлению, а кроме того ритмичное пение способствует развитию музыкальности, столь необходимую в хореографическом искусстве.
В средней группе я увеличила объем песенного репертуара, добавила хороводные песни (появляется новый жанр - игровая песня). Во время разучивания предлагала детям ситуацию, в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Девочки пели колыбельную, а мальчики рассказывали потешку.
В средней группе работу с песней усложнила. Песню исполняли несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Ввела понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).
В старшей группе добавила песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Эти песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Дети с удовольствием их инсценировали и импровизировали. Также в старшей группе я познакомила детей с новым жанром - частушка. Не смотря на всю сложность исполнения частушки, дети с удовольствием их исполняли.
В подготовительной группе мы закрепляли умение петь частушки и знакомились с жанрами русской народной песни : лирическая, шутливо-комическая, строевая. Среди родителей был проведен конкурс «Частушечка».
Народные игры
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей — это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Знакомство с народными играми так же как и с песнями осуществлялось постепенно.
В младшей группе это были игры - забавы («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни», которые побуждали детей к импровизации : у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». В средней группе в играх я усложнила правила: дети должны были быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим. Особое внимание обращала на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки.
В старшей и подготовительной группе вводила игры с развернутым театральным действом, обрядовые игры: «Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек».
Педагогам из нашего детского сада я предложила консультацию «Не забывайте народные игры», где мы рассмотрели несколько типов народных игр.
Народные музыкальные инструменты
Дети всегда интересуются музыкальными инструментами стремятся на них поиграть, и я такую возможность им предоставляла (дети играли на дудочках, металлофонах, барабанах). В младшей группе мы сравнивали звуки свистульки с птичьими голосами.
Чтобы научиться играть на ложках сначала рассматрели ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).
В средней группе дети познакомились со звучанием музыкальных инструментов в ансамбле. Добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа).
В старшей группе продолжали слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивали записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учились узнавать и правильно называть инструменты.
В подготовительной группе дети не только научились различать инструменты в оркестре, но и познакомились с составом оркестра народных инструментов, а также с предметами быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т. д.). В игры и пляски включались народные инструменты. Своим коллегам я предложила освоить игру на ложках. Во время мастер-класса педагоги освоили несколько приемов игры на ложках, данный материал можно использовать в работе с детьми (игра на ложках развивает чувство ритма).
Народная хореография
В младшей группе я поставила задачу овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики : притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Дети с удовольствием использовали эти элементы в свободной пляске «Манечки-Ванечки». В этом возрасте (и до сред ней группы) дети знакомились с элементами танца, они научились реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуар младшей группы включала хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду», где используются плясовые элементы, часто с солистом. Для воспитателей была предложена консультация на тему: «Использование интегрирования образовательной деятельности в приобщении к русской народной культуре детей младшего дошкольного возраста».
В средней группе добавлялись новые элементы народного танца : ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка», топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяла внимание пластике рук в пляске — кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах обучала детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. В этом возрасте вводились танцы с предметами.
В старшей группе в хороводе уже использовались такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка, «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Разучили основные движения танца «Хохломские ложки», который ребята исполнили в подготовительной группе на районном методическом объединении.
В подготовительной группе дети знакомились с сюжетными танцами, где обязательно присутствовал солист. Это такие танцы как «Во саду ли, в огороде», «Самовар». Дети очень эмоционально исполняли эти танцы.
Русский народный танец тесно связан с декоративно - прикладным искусством. Во всех возрастных группах мы знакомились и изучали народные промыслы наших мастеров: хохлома, гжель, городецкая роспись, полхов -майданская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, русская матрешка.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Первые представления о народных промыслах дети получили еще в группе раннего возраста. Используя формы театрализации, фольклора (песенки, потешки, стихи, прибаутки, частушки, танцы, дети знакомились с русскими народными игрушками (дымковская няня, городецкий конь, матрешка, филимоновская свистулька (петушок) и предлагала детям поиграть с ними.
В старшем возрасте мы с ребятами рассматривали и расписывали изделия народных промыслов, составляли описательные рассказы по игрушкам, придумывали сказки. Всё это очень важно для развития речи.
Знакомство с изделиями народного промысла способствовало лучшему восприятию того, что человек является частью природы, а знакомство с декоративными росписями развивает у детей воображение, внимание, элементарные математические представления (симметрия, счет, ориентировка в пространстве).
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволило нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Вместе с детьми с народными промыслами знакомились и их родители. Консультации «Воспитание у детей интереса к традициям и обычаям своего народа», «Роль родителей в возрождении русских традиций» помогли приобщить родителей к изучению культуры своего народа. Во время тематического собрания «В гостях у Городецких мастеров» родители подробнее узнали о городецкой росписи, сами попробовали себя в роли Городецких мастеров. Благодаря родителям была организована выставка предметов быта старины «Тайна старого чердака».
Народные промыслы нашли свое отражение и в русских национальных костюмах. При знакомстве детей с русским народным танцем, я прежде всего говорила о костюме, в котором танцевали этот танец. Русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой. Родители приняли активное участие в изготовлении русских национальных костюмов, был проведен конкурс «Старинные русские головные уборы».
Итак, широко внедряя в работу детского сада русские народные танцы, игры, песни, хороводы, я старалась привлекать детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. С уверенностью могу сказать, что русский народный танец положительно влияет на воспитание и развитие ребенка. Через народный танец дети быстрее знакомятся с историей и обычаями своей страны, развивают в себе умение общаться в коллективе. Занятие танцами способствует росту общей культуры, обогащает духовно, оказывает положительное воздействие на физическое развитие. Исполнение русских народных танцев формирует координацию движений, обогащает словарный запас, а слово закрепляет ритмику, последовательность движений, дает особый смысл действиям и вещам, и тем самым способствует умственному развитию ребенка. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, правильно называют предметы быта и старины и понимают их назначение; правильно называют виды декоративно-прикладного искусства; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Некоторые дети стали победителями конкурсов различного уровня по декоративно-прикладному искусству. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Родители стали принимать активное участие по данной проблеме: пошив костюмов, участие в конкурсах, составление семейных альбомов, участие в развлечениях и праздниках. Педагоги успешно применяют в своей деятельности мой опыт работы (родителям предлагают организовать мини-выставку старинных игрушек, во время народных праздников разучивают с детьми небольшие этюды, хороводы, народные игры). Десять моих выпускниц продолжили обучение русским народным танцам в школе искусств «Вдохновение» в поселке Богандинский. Я горжусь моими девочками, когда слышу хорошие отзывы от педагога-хореографа. Два мальчика обучаются в ансамбле гармонистов при Богандинском ЦКД.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась, последовательная и систематическая работа над изучением русского народного танца, как одного из аспектов музыкального фольклора,дала положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре, к ее историческому прошлому.