Нина Кулакова
Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Путешествие в страну правильной речи».
Вид проекта : информационный, игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : учитель- логопед, воспитатель, дети старшей группы компенсирующей направленности, родители.
Публикация «Проект в старшей группе компенсирующей направленности „Путешествие в страну правильной речи“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Цель. Развивать речевые умения детей.
Задачи.
1. Развивать фонематический слух, формировать умение слышать, различать и определять первый звук в слове, позицию звука в слове, подбор слов с определенным звуком.
2. Обогатить словарный запас детей.
3. Развивать образную и связную речь детей.
4. Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины.
5. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.
Предполагаемый результат проекта.
Совершенствование звуковой стороны речи.
Необходимые материалы: дидактические игры, маски, спортинвентарь, атрибуты к с/р играм, компьютер, игры для развития дыхания, музыкальные инструменты, шнуровки, пазлы, мозаика.
Список литературы:
• 1000 скороговорок для развития речи. - М. : АСТ, 2015. - 160 c.
• Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие.
• Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. - М. : Русское слово - учебник, 2015. - 168 c.
• Ушакова, О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2018. - 208 c.
• Ушакова, О. С. Развитие речи у детей 5- 6 лет / О. С. Ушакова. - М. : Вентана-Граф.
Содержание проекта :
Срок Содержание Участники Ответственный
Подготовительный этап
Понедельник
Подбор методической литературы по теме
Подбор картотек скороговорок, потешек, чистоговорок.
Анкетирование родителей
«Речевое развитие ребенка».
Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, художественной литературой, декорациями.
Воспитатель, учитель – логопед, родители, дети Воспитатель
Основной этап
Вторник Беседа: «Секрет волшебных слов».
Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам
«Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику).
Словесная п/и «Назови и передай мяч»
Игра «Живые слова».
Д/и «Угадай где звук»
Воспитатель
Среда Беседа «Что такое звук?»
Составление рассказа по картине «На границе» М. Самсонова
Д/и «Закончи предложение».
Игры- драматизации по знакомым сказкам.
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Р».
С/р игра Военный парад»
Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок
Четверг
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Л».
Д/и «Угадай по описанию» (военная техника)
Игра «Расскажи без слов»
Д/и «Сравниваем противоположности»
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
Консультация для родителей: «Как учить стихи с детьми».
С/р игра «Мы моряки»
Пятница Чтение Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Ж».
Игры для развития дыхания
Д/и «Скажи наоборот
Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок
Д/и «Найди точное слово»
Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
Заключительный этап
Акция «Подари книжку в группу».
КВН «Путешествие по сказкам»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Исправляете ли вы ошибки в речи ребенка?
* Да, постоянно
* Не всегда
* Не обращаю внимание на них
2. Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?
* Каждый день
* 1-2 раза в неделю
* Редко
3. Знаете ли вы требования к речи, предъявляемые детям 5 лет.
* Да
* Не в полном объеме
* Не знаю
4. Какие речевые игры у вас есть дома? (прошу перечислить)___
* таких нет
5. Довольны ли Вы работой с ребенком в детском саду?
* Да
* Нет
* Затрудняюсь ответить
6. Чем ребенок больше всего любит заниматься? ___
7. Заметили ли Вы изменения в развитии речи Вашего ребенка?
• Да.
• Нет.
• Затрудняюсь ответить.
8. Какие трудности вы отмечаете во время занятий с ребенком?
* непослушание ребенка
* ребенок не проявляет интереса
* трудные задания
* не понимаю цель и содержание заданий
* не испытываю трудности
9. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные занятия, печатная информация).
Необходимо подчеркнуть один из ответов, либо вписать свой вариант ответа.
Спасибо за сотрудничество!
Загадки
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Ночью спят все до… (утра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
День вчеpaшний звать… (вчера)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать… (нора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
У сластён в зубах… (дыра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Кожа дерева — … (кора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Словно в Африке… (жара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
В бой идут, крича… (Ура)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дым поднялся от… (костра)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Стук в лесу от… (топора)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Я прихлопнул… (комара)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дом собаки — … (конура)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
На стене светильник — … (бра)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Выпил бык воды… (ведро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Эскалатор есть в… (метро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
У Мальвины друг — … (Пьеро)
РО! РО! РО!
РО! РО! РО!
Потерял павлин… (перо)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Сосны стройные в… (бору)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Флаги вьются на… (ветру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Скачет с сумкой… (кенгуру)
РУ! РУ! РУ!
РУ! РУ! РУ!
Мечут рыбы все… (икру)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Рубят брёвна… (топоры)
РЫ! РЫ! РЫ!
РЫ! РЫ! РЫ!
Надуваем мы… (шары)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
На ворон в окно… (смотрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Макароны я … (варю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Говорит нам свинка… (Хрю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
Маме розы я… (дарю)
РЮ! РЮ! РЮ!
РЮ! РЮ! РЮ!
В чистом классе не… (сорю)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у птицы два… (крыла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у лодки два… (весла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Подметать нужна… (метла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Роза пышно… (расцвела)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Над цветком жужжит… (пчела)
ЛА-ЛА-ЛА,
ЛА-ЛА-ЛА -
Нам забили два… (гола)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В раму вставлено… (стекло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Едем к бабушке в… (село)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Платье жмёт, оно… (мало)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В телефон кричим:… (алло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Ясным днём всегда… (светло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Снег прошёл, вокруг… (бело)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В шубе мне всегда… (тепло)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Кто наказан, тот в… (углу)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в… (иглу)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
Всех упрямее… (ослы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ -
В небесах парят… (орлы)
БА-БА-БА,
БА-БА-БА -
У верблюда два… (горба)
БЕ-БЕ-БЕ,
БЕ-БЕ-БЕ -
Объявленье на… (столбе)
БЫ-БЫ-БЫ,
БЫ-БЫ-БЫ -
В лес с корзиной по… (грибы)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Форма радуги — … (дуга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
У козла на лбу… (рога)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Стадо водят на… (луга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Есть у речки… (берега)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
В ступе — бабушка… (Яга)
ГА-ГА-ГА,
ГА-ГА-ГА -
Замела пути… (пурга)
ГИ-ГИ-ГИ,
ГИ-ГИ-ГИ -
Чертят циркулем… (круги)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Птицы нет черней… (грача)
ЧА! ЧА! ЧА!
ЧА! ЧА! ЧА!
Строим дом из… (кирпича)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Ноет зуб — иди к… (врачу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Свет потух — возьми… (свечу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по… (мячу).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В Пасху дарят… (куличи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Сшили платье из… (парчи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Отопрут замки… (ключи).
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
Полотно соткут… (ткачи)
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
ЧИ! ЧИ! ЧИ!
В трубы дуют… (трубачи)
ЩА! ЩА! ЩА!
ЩА! ЩА! ЩА!
Стебель вьётся у… (плюща)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы… (плащи)
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
Борщ без свёклы — это… (щи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
С ложки свесилась… (лапша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали… (малыша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Нет в кармане ни… (гроша)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Точим нос… (карандаша)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
В нашем торте три… (коржа)
ЖА-ЖА-ЖА,
ЖА-ЖА-ЖА -
Низкий дом в два… (этажа)
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ,
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ -
Спят машины в… (гараже)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
В прорубь прыгают… (моржи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Змеи добрые — … (ужи)
ЖИ-ЖИ-ЖИ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ -
Затупились все… (ножи)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Я от холода… (дрожу)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь… (ежу)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два… (конца)
ЦА! ЦА! ЦА!
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два… (кольца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Мех пушистый у… (песца)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела… (птенца)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ,
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -
Смерть Кощеева в… (яйце)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Очень любят лгать… (лжецы)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Солим в бочках… (огурцы)
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
ЦУ! ЦУ! ЦУ!
Маршируют на… (плацу
Он и заснуть не даст подчас,
и невзначай разбудит нас. (Шум)
Затронутая вдруг
струна рождает… (Звук)
На пол выронив утюг,
мы услышим звучный. (Стук)
Что разбившийся бокал,
то и колокол издал. (Звон)
Звучит как самый громкий
сигнал к началу гонки. (Выстрел)
Теплоходу теплоход
издалёка подаёт. (Гудок)
Камнепад, случившийся в горах,
порождает этот бах-бабах. (Грохот)
В грозу разносится вокруг
его особой силы звук. (Гром)
Сначала в небе яркий блеск,
а следом грома гулкий… (Треск)
Когда в комок сминается газета,
тогда как раз услышать можно это. (Шуршание)
Ступи в листвы осенней ворох –
и ты услышишь лёгкий… (Шорох)
Протяжный звук
от каждой шины
затормозившей вдруг
машины. (Визг)
Две ладони наших рук
образуют этот звук,
вместе стукаясь при ловле
то ли мухи, то моли. (Хлопок)
На концерте все, кто были в зале,
этот шум ладонями создали. (Аплодисменты)
Обычно в школе тут и там.
на переменках шум и… (Гам)
Призывая на урок,
заливается. (Звонок)
Не слышит эти звуки тот,
кто сам их ночью издаёт. (Храп)
Шутки клоуна у всех
вызывают громкий… (Смех)
Смех обретает этот вид,
когда раскатисто звучит. (Хохот)
Этот звук издаст
мёрзлый снежный наст,
если верхний слой
продавить ногой. (Хруст)
Если дверью начал вдруг
издаваться этот звук,
стоит петли смазать,
как исчезнет сразу. (Скрип)
У некормленых коров
не мычание, а… (Рёв)
Устрашающий рёв,
характерный для львов. (Рык)
Скворцы в апреле прилетели,
и стали нам слышны их… (Трели)
Что издают, открывши пасть,
все змеи, прежде чем напасть? (Шипение)
Какой бывает слышен звук,
когда летают шмель и жук? (Гудение)
С наступлением жаркого лета
от кузнечиков слышится это. (Стрекот)
За нами слово в слово всё повторить готово. (Эхо)
Заблудившийся грибник
издаёт призывный… (Крик)
По лесу разбредясь,
коротким этим кличем
поддерживая связь,
друг друга мы отыщем. (Ау)
Порой в сердцах
воскликнем. (Ах)
Кого постигнет неуспех,
тот огорченно скажет. (Эх)
С испугу и порой
от боли вскрикнем. (Ой)
От цыплёнка слышим
или же от мыши. (Писк)
Угрозою для во ра
звучит из-за забора. (Лай)
Как малявка щенок
подаёт голосок? (Тяв)
Слово РАК определённо
знает каждая ворона,
только задом наперёд
всякий раз его орёт. (Кар)
Не зная слов, не зная нот,
в пруду всё лето напролёт
лягушка каждая орёт,
воображая, что поёт. (Ква)
Что мы слышим постоянно
от овцы и от барана? (Бе)
Как бы «здравствуй» говоря,
утка утке скажет… (Кря)
Страх рождает у мышей,
доносясь до их ушей. (Мяу)
Что повторяется как зов
для окликания котов? (Кис)
Стихи, поговорки, пословицы
Учимся говорить определенные звуки
* * *
На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х
1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
* * *
На звуки р, л, м, н
1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5.. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
* * *
На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц
1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Беседа «Что такое звук?»
Цель: Формировать представление о звуках. Развивать слуховое внимание, память.
Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной
Волк и три поросенка
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч»? «Подуть на язычок» - щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.
Игра «Угадай, что звучит»
1 домик – музыкальные звуки (барабан, колокольчик, погремушка).
2 домик – бытовые звуки (шуршащий пакет, смятая бумага, льющаяся вода).
3 домик – звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, голоса животных).
Игра «Кто как кричит»
А вы, дети, какие ещё звуки знаете? (голоса животных).
Что такое звук? (всё то, что мы слышим).
А когда мы ничего не слышим – это как называется? (тишина).
Физминутка.
Поросенок Пятачок
(повороты туловища)
Отлежал себе бочок.
(наклоны в стороны)
Вот он встал и потянулся,
(потягивание)
Вот присел,
(приседания)
А вот нагнулся,
(наклон вперед)
Вправо, влево повернулся,
(повороты туловища)
Покружился, улыбнулся.
(кружение на месте)
Игра «Найди такой же звук»
Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?
Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.
- мама укачивает ребёнка – а-а-а.
- испугались – ай-ай-ай.
- больно – ой-ой-ой.
Скажите, с помощью чего мы произносим звуки (язык, рот, зубы).
А с помощью чего мы слышим звуки (уши).
Что бы нам слышать хорошо и произносить правильно звуки надо ушки наши беречь, вы знаете как? (Не кричать в ухо, не пихать туда мелкие предметы, защищать от холода).
А сейчас я предлагаю лечь на палас и послушать спокойную музыку для того, чтобы ушки, глазки немного отдохнули (музыка для релаксации).
Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.
Беседа «Секрет волшебных слов»
Цель: Познакомить детей с тем, как можно словами воздействовать на чувства и поведение людей, расширять представление о возможных негативных последствий для других своих неосторожных действий.
Развивать навыки вежливости при общении, упражнять в умении самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
Материалы: игрушка – Медвежонок, разноцветные полоски, письмо в конверте.
Ход
Организационный момент.
• Беседа о вежливых и грубых словах.
- Ребята, скажите, мне при помощи чего мы понимаем друг друга. (При помощи нашей речи, слов.)
- Расскажите мне, пожалуйста, какие мы произносим слова, обращаясь друг к другу. (Вежливые, хорошие, приятные. Разные.)
- Скажите, пожалуйста, в нашей речи только хорошие слова или есть и
другие? (Да, есть грубые слова, нехорошие.)
- Скажите, а эти слова нам приятно слушать? (Нет.)
- Почему нам неприятно слушать некрасивые, плохие, злые слова? (Потому, что они нас обижают, расстраивают, огорчают и другое)
3. Игра «Цветовая палитра слов».
Вот перед вами цветные полосочки. В левую сторону отложите полосочки, которые относятся к грубым словам, в правую - к добрым, ласковым словам. (Дети выполняют.)
Давайте посмотрим, какого цвета полосочки у нас в левой стороне. (Черные, темно-синие, коричневые.)
- Почему вы так решили? (Потому, что грубые, неприятные слова - это темные неприятные цвета, от которых портится настроение).
- А теперь посмотрим, какие цвета у вас в правой стороне, назовите их. (Желтый, розовый, оранжевый и другие.)
- Объясните мне, почему в правой стороне у вас приятные цвета? (Потому, что добрые слова - это приятные слова, значит и цвет у них приятный.)
Вот мы с вами и выяснили, что бывают плохие слова и хорошие.
- А вы знаете, ребята, что словом можно творить чудеса? Слово может огорчить, обидеть, рассмешить, утешить человека. Скажите мне, пожалуйста, когда люди слышат хорошие слова, как вы думаете, какое у них настроение? (Хорошее, веселое.)
- А если люди слышат плохие слова, что с ними происходит? (У людей портится настроение, они огорчаются, расстраиваются.)
- А как вы поступаете, если вдруг нечаянно огорчили кого-нибудь? (Мы извиняемся, просим прощения.)
- Какими волшебными словами вы пользуетесь? (Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста.)
4. Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга-
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала, -
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
- Скажите, пожалуйста, хорошо ли поступила первая девочка?
- Как вы считаете, обидел или нет ее поступок подругу?
- Какой выход нашла первая девочка? Как поступили бы вы?
5. Игра «Пожалуйста».
- А теперь будете играть?
Воспитатель дает задания детям идти по кругу, бежать врассыпную или встать в круг, дети выполняют все задания воспитателя, но с одним условием, если он произносит волшебное слово «пожалуйста».
После игры дети садятся на свои места, входит Медвежонок, грустный и
заплаканный. Медвежонок здоровается с ребятами.
6. Беседа о понятии «вежливый, культурный человек» с опорой на личный опыт детей.
Воспитатель. - Медвежонок, что случилось? Почему ты такой грустный, расстроенный? Кто тебя обидел?
Медвежонок. - Когда я спешил к вам в центр, по дороге я встретил мальчика, который наступил мне на ногу, толкнул меня и сказал, что я слепой, ничего не вижу.
Воспитатель. - Ребята, скажите, пожалуйста, хорошо или плохо поступил мальчик? Каким вы его считаете?
- Как вы поступили бы на месте этого мальчика? (Ответы.)
- Почему плакал Незнайка? (Потому, что мальчик его обидел.)
- Значит мальчик, какой? (Не культурный, не вежливый.)
- Расскажите, пожалуйста, что означают слова «Культурный, вежливый,
воспитанный»? (Ответы.)
- Достаточно ли только знать правила вежливости?
- Когда можно сказать, что мы ведем себя культурно?
- Вежливо?
Медвежонок. Что же это за люди такие, культурные, вежливые?
Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать о знакомом вежливом, культурном человеке.
«Интересные рассказы», - говорит Медвежонок
- «Вижу и ребята у вас хорошие, вежливые, культурные, все знают».
7. Словесная игра «Закончи ситуацию».
Воспитатель. - Медвежонок, расскажи нам, пожалуйста, зачем ты к нам торопился?
- Может у тебя какое важное дело?
Медвежонок. - Конечно! Я вам принес письмо с лесной поляны от своих друзей.
Открывает конверт, читает.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишут вам жители лесной полянки. Напишите нам, пожалуйста, как нам быть. Мы часто ссоримся, ругаемся, не можем поделить игрушки, договориться между собой. А еще мы часто обзываемся некрасивыми, обидными словами. Может быть, нас заколдовал какой-то грубый волшебник? Помогите нам ребята! Напишите нам скорее ответ на особенно волнующие нас вопросы
• Как нужно поступить, если хочется что-то взять у своего товарища?
• Какие слова нужно сказать, если наступили кому-нибудь на ногу?
• Как нужно разговаривать со своими товарищами?
• Какие добрые и ласковые слова Вы знаете? И есть ли они?
Ответ дайте нашему Медвежонку».
Воспитатель. – Да, видно и правда у Вас побывал злой волшебник. Ребята, напишем скорее ответ.
Дети рассуждают, воспитатель записывает ответы.
Медвежонок. – Спасибо, ребята! Мне пора возвращаться, а то меня ждут. До свидания! (уходит)
8. Итог.
- Как хорошо, ребята, что мы знаем как надо себя вести, какими добрыми словами пользоваться и смогли помочь жителям лесной полянки.