Кайтан Ия
Проект в старшей группе «Белая берёза под моим окном»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Белая береза под моим окном…»
Авторы: Кайтан И. М.
Шлекис О. А.
На первом этапе мы выбрали березу, которая показалась нам самой красивой и назвали ее «Беляночка».
Она как будто каждый день встречает нас перед группой и приглашает : «Заходите в сад, я буду всегда рядом
с вами».
Публикация «Проект в старшей группе „Белая берёза под моим окном“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В группе завели дневник наблюдений с портретом нашей березы, где решили с детьми фиксировать все изменения, произошедшие с ней.
Составили с детьми «Паспорт нашего дерева» - определили возраст, высоту, ширину нашей Беляночки!
На занятиях выяснили, что дети знают о деревьях вообще, и о березе в частности.
Поставили себе цель углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.
Объяснили детям, что на Руси всегда любили белоснежную красавицу и называли березу деревом счастья.
Беседуя о деревьях, предлагали детям проблемную ситуацию:
Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле?
В нашем городе?
В нашей жизни?
А почему деревья могут исчезнуть
Ответы детей были разными.
Стасик сказал, что исчезнет жизнь.
Мартин сказал, что нам будет нечем дышать.
Михаелла сказала, что будет очень грустно и не красиво.
Одна из страничек нашего дневника-наблюдения называлась «Что нужно нашей березе».
Детям предлагалось нарисовать то, без чего ей не прожить.
Выяснили, что береза – единственное в мире дерево с белой корой и что кора защищает от солнца, мороза, ветра.
По коре можно определить возраст дерева: чем дерево старше, тем оно толще и тверже.
Долго выясняли для чего березе черные пятна.
Ответы детей были разными:
• Для красоты;
• Для защиты и т. д.
И выяснили, что береза дышит через них. А белый ствол, потому что в коре есть вещество битулин.
Ставили перед детьми вопрос: как определить, что дерево болеет? И от чего оно болеет. Дети узнали, что если дерево больное листья у него вянут, кора трескается и что дерево может заболеть, если на коре поселились насекомые.
Показывали детям, связь деревьев с окружающей средой.
Осенью дни становятся короче и холоднее. Происходит изменение в жизни нашего дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
Говорили с детьми, о том, чем питается береза. Подводили детей к мысли, что в природе все взаимосвязано: осенью листья опадают и снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» её – листья перегнивают и почва становится богаче и весной снова кормит почва березу, на которой появятся новые листья и т. д.
Поздней осенью вспомнили с детьми, как береза готовится к зиме. Сбрасывая листья, дерево готовится к холодам. Упавшие листья защищают корни от морозов.
Обратили внимание детей, что нашей Беляночке наверное грустно, ведь скоро зима. Предложила детям обнять её погладить.
Рассказали детям о том, что наши предки березовой лучиной освящали дома, соком березы лечили больных, мастерили из березы деревянные скульптуры, ложки, из бересты – лукошки для ягод и грибов,
на бересте писали.
В наше время из березы делают мебель, фанеру, лыжи; из листьев желтую и зеленую краску,
из почек лекарство.
Зимой мы любовались красотой засыпанной снегом березки. Предлагала детям пофантазировать: что они видят в снежных уборах. Кто видел медведей, черепах, гномов, белых зайцев и т. д.
Поставила перед детьми проблемную ситуацию – как же нам помочь березе зимой?
Результатом предыдущей работы с детьми в этом направлении стало, то что дети смогли самостоятельно ответить на этот вопрос: надо утеплить
корни дерева снегом.
Предложили детям передать свои впечатления о зимней березе в рисунках и аппликации.
Портрет нашей Беляночки зимой мы закрепили в альбоме наблюдений и совместно придумали про нее рассказ:
Пришла зима. Беляночка наша надела белое платье. Она стала ещё краше. Все восхищались ее красотой. Прилетели воробьи, сели на веточку к березе и говорят:
- Здравствуй, красавица наша, мы по тебе соскучились. Какая ты красивая у нас!
- Я тоже скучала без вас, - ответила Беляночка.
Потом прилетели другие птицы: синица и снегирь. Долго они гостили у Беляночки.
А ночью к ней приходил заяц. Он ей сказал, что днем боится, а ночью никто не видит его. Беляночка говорит ему:
- Я прикрою тебя своими ветками, зайчонок мой, и не дам тебя в обиду.
- Добрая наша Беляночка!"
Чтобы не было одиноко нашей березе, мы выбрали для нее самую красивую кормушку и каждый день насыпали туда корм, чтобы к ней прилетали её друзья – птицы.
Кормушку мы нарисовали в альбоме наблюдений.
Показали детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.
Рассмотрели с детьми картины: И. Левитана «Весна. Большая вода», И. Левитана «Золотая осень», К. Юона «Мартовское солнце», И. Грабаря «Февральская лазурь»
Обращали внимание детей на то, что «героем» многих пейзажей
является береза.
С наступлением весны продолжалась работа по углублению представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
Уточнили с детьми: дереву нужны свет и тепло.
К такому выводу дети пришли самостоятельно отвечая на вопросы:
• Растет береза на открытом или затенённом месте?
• Почему зимой на ней
нет листьев?
Объяснили детям, что деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой.
Дышат они через маленькие отверстия на листьях, которые совсем незаметны.
Чтобы дать детям представления о факторах, влияющих на жизнедеятельность березы, задавала детям вопросы:
Нужны ли дереву птицы?
И зачем?
(поедают различных вредных насекомых)
Какую роль играет ветер в жизни дерева?
(переносит семена)
Нужны ли дождевые черви?
(они рыхлят почву, делают её пригодной для развития).
Обратили с наступлением весны внимание детей на набухшие почки: у одних деревьев они круглые, у других – продолговатые, у других крупные. Сравнили почки березы с почками других деревьев.
В дальнейшей работе по проекту дадим представление о том, что такое семена, покажем цветущую березу.
Подведё м детей к ответу на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?». Обсудим с детьми, кто живет под березой и на березе.
В результате проведенной работы можно с уверенностью сказать, что дети нашей группы в жизни которых было своё «личное» дерево, будут относиться к природе бережно и внимательно.