Людмила Полякова
Проект «Зимующие птицы» в средней группе. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования администрации
города Нижнего Новгорода
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Итоговая работа:
Проект в средней группе на тему :
Выполнила: Полякова Людмила Михайловна
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад № 14»
Нижний Новгород
2019 г.
Содержание:
1. Проблема.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в средней группе, Часть 1» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
2. Программное содержание из программы ДОО.
3. Актуальность проекта.
4. Объект проекта.
5. Предмет проекта.
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Время выполнения проекта.
9. Участники проекта.
10. Развивающая предметно – пространственная среда.
11. Предполагаемый продукт проекта.
12. Содержание самого проекта : этапы проекта.
13. Список литературы, обеспечивающей успех проекта.
14. Методическое обеспечение проекта.
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Э. Н. Голованова
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживлённое катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
1. Проблема:
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
2. Программное содержание из программы ДОО:
Расширить знания детей о жизни птиц зимой : об их внешнем виде.
Формировать умение распознавать птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, синица, снегирь) по способам передвижения, внешнему виду, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.
Расширять словарный запас по теме.
3. Актуальность проекта :
В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в тёплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в нижегородской области зимой более часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь, ворона и во второй половине зимы – свиристель.
Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают не только как помочь птицам, но и не знают названий птиц, обитающих на территории своего города.
Наша задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины (10 детей) узнали и назвали правильно 6 птиц (воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сову) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и назвать 4 птицы (воробья, голубя, ворону, сову, а 5 человек назвали только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют слабый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Введение Федерального государственного стандарта требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования.
Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня я вам расскажу о реализации одного из своих проектов – «Зимующие птицы».
Объект проекта : Зимующие птицы, которые обитают в городе Нижнем Новгороде. Объектом исследования были выбраны зимующие птицы, которые прилетают на территорию детского сада и прилегающего парка. (голуби, воробьи, синицы, вороны, снегири).
Предмет проекта : поведение и питание птиц на кормушках, расположенных на деревьях территории детского сада.
Цель проекта : Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Задачи проекта :
Образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие:
Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, самостоятельность.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Развивать творческие и интеллектуальные способности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающему миру, к птицам, окружающим нас.
Вид проекта : информационный, познавательный.
Время выполнения проекта : среднесрочный (декабрь месяц)
Участники проекта : воспитатели группы, дети средней группы, родители воспитанников.
Развивающая предметно – пространственная среда :
Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Летает не летает», «Чьи следы», «Раскраски о птицах», «Кто чем питается?»; трафареты с птицами, раскраски с птицами, шапочки маски с птицами, аудиозаписи голосов птиц; художественная литература о птицах (рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки, стихи, иллюстрации с зимующими птицами.
Предполагаемый продукт проекта :
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда : литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения и рассказы о птицах, загадки, презентация о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц разнообразным кормом, который был принесён родителями, наблюдали за их поведением. В результате проведё нной работы дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к наху на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например, : голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки разного вида, благодаря чему узнали и увидели из чего можно их сделать. Укрепились детско – родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Содержание самого проекта.
Этапы проекта :
1 этап – организационно – подготовительный.
-определение цели и задач проекта детьми и родителями.
-подбор материала для проведения образовательной деятельности.
-подбор детской художественной литературы для чтения и знакомства детей с зимующими птицами нашего города.
-экскурсии по территории детского сада в зимний период.
-анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».
2 этап – основной
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма
Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»
Развешивание кормушек на территории детского сада
Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»
Лепка «Воробушки на кормушке»
Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»
Рисование «Снегири»
Театрализация: «Где обедал воробей»
ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Аппликация «Синички»
Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»
В течение месяца
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»
В течение месяца
Наблюдение: за синицей;
за вороной; за голубем
В течение месяца
Прослушивание аудиозаписи из серии П. И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)
В течение месяца
III этап - обобщающий
Подведение итогов в реализации проекта
Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области
Выставка «Лучшая кормушка для птиц».
Литература
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разрботка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013
5. www.maam.ru
6. myshared.ru›
7. nsportal.ru›
8. ped-kopilka.ru
Методичевское обеспечение проекта
Приложение №1
Беседы о птицах
«Знакомство с воробьем»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
• Почему воробей – птица?
• Что есть у птицы? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• Чем покрыто тело?
• Какого цвета перышки?
• Какого цвета шапочка?
• Что это? (показать клюв)
• Какой клюв?
• Зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• Зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
• Почему синички, голубь, воробей, вороны остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Приложение №2
Н. Сладков
Сказки о птицах
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша область как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!
Курорт «Сосулька»
Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну чудеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху, ни духу.
Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?
Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать, и жить на одном месте).
Волшебная полочка
Н. Сладков
Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!
Кто такой Добрый повелитель птиц?
• Как им можно стать?
• Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?
• Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?
• Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?