Людмила Полякова
Проект «Зимующие птицы» в средней группе. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования администрации
города Нижнего Новгорода
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Итоговая работа:
Проект в средней группе на тему :
Выполнила: Полякова Людмила Михайловна
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад № 14»
Нижний Новгород
2019 г.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в средней группе, Часть 1» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Содержание:
1. Проблема.
2. Программное содержание из программы ДОО.
3. Актуальность проекта.
4. Объект проекта.
5. Предмет проекта.
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Время выполнения проекта.
9. Участники проекта.
10. Развивающая предметно – пространственная среда.
11. Предполагаемый продукт проекта.
12. Содержание самого проекта : этапы проекта.
13. Список литературы, обеспечивающей успех проекта.
14. Методическое обеспечение проекта.
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
Э. Н. Голованова
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживлённое катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
1. Проблема:
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
2. Программное содержание из программы ДОО:
Расширить знания детей о жизни птиц зимой : об их внешнем виде.
Формировать умение распознавать птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, синица, снегирь) по способам передвижения, внешнему виду, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.
Расширять словарный запас по теме.
3. Актуальность проекта :
В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в тёплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в нижегородской области зимой более часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь, ворона и во второй половине зимы – свиристель.
Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают не только как помочь птицам, но и не знают названий птиц, обитающих на территории своего города.
Наша задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины (10 детей) узнали и назвали правильно 6 птиц (воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сову) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и назвать 4 птицы (воробья, голубя, ворону, сову, а 5 человек назвали только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют слабый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Введение Федерального государственного стандарта требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования.
Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня я вам расскажу о реализации одного из своих проектов – «Зимующие птицы».
Объект проекта : Зимующие птицы, которые обитают в городе Нижнем Новгороде. Объектом исследования были выбраны зимующие птицы, которые прилетают на территорию детского сада и прилегающего парка. (голуби, воробьи, синицы, вороны, снегири).
Предмет проекта : поведение и питание птиц на кормушках, расположенных на деревьях территории детского сада.
Цель проекта : Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Задачи проекта :
Образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие:
Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, самостоятельность.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Развивать творческие и интеллектуальные способности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающему миру, к птицам, окружающим нас.
Вид проекта : информационный, познавательный.
Время выполнения проекта : среднесрочный (декабрь месяц)
Участники проекта : воспитатели группы, дети средней группы, родители воспитанников.
Развивающая предметно – пространственная среда :
Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Летает не летает», «Чьи следы», «Раскраски о птицах», «Кто чем питается?»; трафареты с птицами, раскраски с птицами, шапочки маски с птицами, аудиозаписи голосов птиц; художественная литература о птицах (рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки, стихи, иллюстрации с зимующими птицами.
Предполагаемый продукт проекта :
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда : литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения и рассказы о птицах, загадки, презентация о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц разнообразным кормом, который был принесён родителями, наблюдали за их поведением. В результате проведё нной работы дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к наху на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например, : голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки разного вида, благодаря чему узнали и увидели из чего можно их сделать. Укрепились детско – родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Содержание самого проекта.
Этапы проекта :
1 этап – организационно – подготовительный.
-определение цели и задач проекта детьми и родителями.
-подбор материала для проведения образовательной деятельности.
-подбор детской художественной литературы для чтения и знакомства детей с зимующими птицами нашего города.
-экскурсии по территории детского сада в зимний период.
-анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».
2 этап – основной
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма
Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»
Развешивание кормушек на территории детского сада
Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»
Лепка «Воробушки на кормушке»
Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»
Рисование «Снегири»
Театрализация: «Где обедал воробей»
ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Аппликация «Синички»
Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»
В течение месяца
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»
В течение месяца
Наблюдение: за синицей;
за вороной; за голубем
В течение месяца
Прослушивание аудиозаписи из серии П. И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)
В течение месяца
III этап - обобщающий
Подведение итогов в реализации проекта
Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области
Выставка «Лучшая кормушка для птиц».
Литература
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разрботка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013
5. www.maam.ru
6. myshared.ru›
7. nsportal.ru›
8. ped-kopilka.ru
Методичевское обеспечение проекта
Приложение №1
Беседы о птицах
«Знакомство с воробьем»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
• Почему воробей – птица?
• Что есть у птицы? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• Чем покрыто тело?
• Какого цвета перышки?
• Какого цвета шапочка?
• Что это? (показать клюв)
• Какой клюв?
• Зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• Зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
• Почему синички, голубь, воробей, вороны остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Приложение №2
Н. Сладков
Сказки о птицах
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша область как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!
Курорт «Сосулька»
Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну чудеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху, ни духу.
Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?
Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать, и жить на одном месте).
Волшебная полочка
Н. Сладков
Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!
Кто такой Добрый повелитель птиц?
• Как им можно стать?
• Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?
• Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?
• Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?