Фокина Анна Константиновна
Экологический проект «Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Актуальность:
Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.
Цель проекта : обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.
Задачи проекта :
- закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;
- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
- пополнять развивающую среду по теме проекта;
- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;
- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;
- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;
- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;
- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Этапы проведения проекта :
1 этап – подготовительный : (создание благоприятных условий для реализации проекта).
- познакомить родителей с целью и задачами проекта;
- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;
- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;
- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.
2 этап – практический.
- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».
- Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»
- Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя».
- опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц.
физическая деятельность: подвижные игры «Перелёт птиц», «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Вороны и воробьи», «Синички и собака», «Найди пару».
- художественно-эстетическая деятельность:
•Слушание аудиозаписи с голосами птиц.
•Рисование «Снегирь».
Коллективная аппликация "Зимующие птицы".
трудовая деятельность:
•изготовление кормушек из бросового материала (ручной труд);
•кормление птиц (труд в природе).
- игровая деятельность:
•сюжетно-ролевая игра «Юные натуралисты».
- работа с родителями:
•заготовка корма для птиц,
•рекомендации родителям по подбору художественной литературы для чтения детям,
3 этап - заключительный:
•выставка детских работ.
•Развешивание кормушек, подкормка птиц в зимний период.
Картотека пословиц и поговорок о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зябок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.
Дидактическая игра «Будь внимателен!»
Цель: обобщение информации о зимующих птицах (внешний облик, место обитания, питание, забота о потомстве, характерные особенности и т. д.)
Ход игры:
Каждому ребенку раздается карточка с изображением девяти зимующих птиц края и фишки.
Педагог поясняет, что к каждой зимующей птице можно подобрать слова, которые помогут рассказать о ней. Дети внимательно слушают слово-описание зимующей птицы и фишками закрывают ту или иную птицу. Потом поясняют свой выбор. При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой.
Шпаргалка для педагогов:
Словарь: маленький, бойкий, лесной, серая, летающая, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, городской, прыгающий, неунывающая, болотная, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, хищная, белоснежный, белобока, длинноногая, маленькая, проворная, ныряет, охотится, зимующая, водоплавающая птица.
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Правила поведения возле кормушек.
Громко не кричать, не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.