Алла Рощупкина
Проект в средней группе «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему:
«Мир насекомых».
Руководитель проекта: Рощупкина Алла Васильевна
Образовательное учреждение: МДАНОУ д/с №11 МО Кореновский район
Тема проекта: «Мир насекомых».
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: с 25.03.2019 – 25.06.2019.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект в средней группе „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В этот период закладывается любовь и позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, и умение устанавливать взаимосвязи.
Гуляя на участке, дети увидели насекомых. Реакция у детей была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, некоторые - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Новизна проекта:
Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей. Работа по проекту проходила в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями детей.
Гипотеза исследования:
Формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно-исследовательскую деятельность.
Допустимые риски:
Низкое познавательное развитие детей. Низкая заинтересованность родителей.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательного интереса детей, расширение и углубление знаний детей о насекомых. Проводимая работа позволит воспитать бережное отношение к природе.
Цель проекта:
развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.
Задачи проекта:
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы
Обучающие:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость
Задачи по работе с родителями:
Привлечь семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный мотивационный:
Выявление первоначальных знаний детей о насекомых; 2. Информация родителей о предстоящей деятельности; 3. Подбор литературы о насекомых, картинок.
2 этап – разработка плана работы над проектом:
Для составления плана была использована модель 3-х вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что знают Что нужно сделать, чтобы узнать
Муравей– это насекомое. (Марк)
Бабочка – это насекомое. (Лера Л.)
Пчёлы дают мёд. (Миша)
Комары -кусаются. (Маша)
Пауки плетут паутину (Захар)
Что хотят узнать
Какие бывают муравьи? (Лиза)
Где зимуют насекомые? (Эдик)
Как пчелы умеют защищаться? (Егор)
Есть ли у насекомых семья? (Миша)
Кого опасаются насекомые? (Катя)
Зачем нужны насекомые? (Аня)
Есть ли у насекомых семья? (Валя)
Насекомые друзья или враги? (Юля)
Что нужно сделать, чтобы узнать
Посмотреть в энциклопедии. У нас дома есть такая энциклопедия. Там всё про разных насекомых (Антон)
Можно спросить у родителей или еще у воспитателя. (Лиза Л.)
Можно у моего брата спросить, он в школе учится в одиннадцатом классе. (Славик)
А я знаю, что есть такая передача на ТВ, где показывают и рассказывают про живую природу. Называется «Животный мир». Предлагаю посмотреть эту программу по телевизору. (Ева)
А я могу расспросить мою маму. Она очень много знает (Валя)
А можно взять в природном уголке энциклопедии и попросить воспитателя, чтобы она нам прочитала всё о насекомых. (Денис)
Рассмотрели энциклопедию и выяснили какие ещё существуют насекомые.
Совместно с детьми группы определили, что возможно делать в каждом центре развивающей предметно-пространственной среде.
Центр «Почемучка»
1. Рассмотреть энциклопедию «Насекомые». (Эдик)
2. Узнать, какие существуют насекомые. (Валя)
3. Подобрать иллюстрации с изображением насекомых. (Маша)
4. Рассмотреть фотоматериалы в книгах и журналах. (Ева)
5. Подготовить сообщение «Эти удивительные насекомые» (воспитатель.)
6. Посмотреть презентации «Насекомые», «Правила безопасности при встрече с насекомыми?» (воспитатель.)
7. Наблюдения за насекомыми (муравьи, червяки, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).
Центр книги и общения «Читай-ка»
1. Составление рассказов о насекомых по картинкам.
2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на… - Муха ползла по…
3. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление
родительного падежа существительного).
4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку Девочка поймала бабочку.
5. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая?
6. К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
7. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
8. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
9. В. Бианки «Приключения муравьишки».
10. Разучивание стихотворений по теме проекта.
Центр «Творческая мастерская»
1. Изготовить трафареты насекомых. (воспитатель.)
2. Вылепить из пластилина насекомых. (Захар.)
3. Нарисовать насекомых. (Валя)
4. Конкурс рисунков «Весенняя полянка». (Арсений)
5. Изготовить шапочки насекомых к празднику «Бал насекомых». (воспитатель., родители)
6. Совместная выставка «Вот какие насекомые» (воспитатель, родители, дети)
Центр математики.
1. Посчитать количество божьих коровок на карточке и соотнести его с цифрой. (воспитатель.)
2. Сравнить насекомых по величине. (Марк)
3. Определить, по количеству насекомых (много-мало). (Слава)
4. Конструирование. «Бабочка» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)
Центр физического развития.
1. П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
2. П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
3. П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
4. П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
5. П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
6. Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
7. Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики
«На полянке».
8. Подвижные игры дагестанские: «Жук», «Божья коровка»
9. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)
Центр музыки.
Разучивание песен «Колыбельная», «Пчелки».
Наполняемость центров.
Центр творческая мастерская
-Создать альбом с иллюстрациями на тему «Насекомые»
-Внести акварельные, гуашевые краски, акварельную бумагу, картон, цветную бумагу, ватман, клей, кисти.
-Карандаши, фломастеры, восковые мелки.
-Трафареты, обводки по теме.
-Раскраски с изображением насекомых.
-Пластилин, дощечки, стеки.
Центр математики
-Картинки собери насекомых.
-Конструирование. «Бабочка» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)
- «Сосчитай насекомых», «Один - много».
- «Помоги пчелкам найти путь к цветку»
Центр «Почемучка»
-Рассмотреть энциклопедию «Насекомые».
-Узнать, какие существуют насекомые.
-Подобрать иллюстрации с изображением насекомых.
-Рассмотреть фотоматериалы в книгах и журналах.
-Подготовить сообщение «Эти удивительные насекомые»
-Посмотреть презентации «Насекомые»,
«Правила безопасности при встрече с насекомыми?»
-Наблюдения за насекомыми (муравьи, червяки, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).
Центр книги и общения «Читай-ка»
-Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик»,
«Майский жук»).
- В. Степанова «Стрекоза»
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
-Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
-В. Бианки «Приключения муравьишки».
-Разучивание стихотворений по теме проекта.
Центр движения
-П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
-П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
-П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
-П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
-П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
- Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
-Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики
«На полянке
-Подвижные игры дагестанские: «Жук», «Божья коровка»
- Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)
Центр музыки
-Заучивание весёлых частушек о насекомых.
- Разучивание песен «Колыбельная», «Пчелки».
Взаимодействие с семьёй.
1. Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу
2. Изготовление поделок из природного материала, рисунков.
3. Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр
4. Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
5. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом
3 этап – практический.
Практический: деятельность педагога с детьми.
Совместно с детьми, рассматривали иллюстрации, фото в журналах и книгах, изучали энциклопедии
Продемонстрированные детям презентации «Эти удивительные насекомые», «Правила безопасности при встрече с насекомыми?»
способствовали в развитии у детей познавательного интереса, обогащению и активизации словаря.
Дети обсуждали виды насекомых, форму, цвет. Из содержания презентаций ребята узнали о жизни насекомых
Ежедневно утром воспитатель напоминала детям о том, какие материалы и пособия по теме проекта приготовлены в каждом центре.
Совместно с воспитателем обсудили смысл пословиц и поговорок о труде, насекомых:
- Трудолюбив, как пчела.
- Из мухи делают слона.
- Комар носа не подточит.
- Кто пчеле рад, тот будет богат.
-Трутням – праздник и по будням.
-Доброго человека и пчела не жалит.
На протяжении всего проекта детям загадывались загадки по теме, которые позволили активизировать находчивость.
Ребята внимательно слушали рассказы, сказки, стихи про насекомых, выучили несколько стихотворений, которые рассказывают родителям, сотрудникам и ребятам детского сада.
В ходе проекта было изготовлено пособие для украшения веранды.
В центре «Творческая мастерская» большим спросом пользовались книжки-раскраски. Совместно с детьми был проведён конкурс рисунков «Весенняя полянка».
Проведённые дидактические игры в ходе проекта позволили активизировать полученные знания.
В центре книги и общения «Читай-ка» была собрана литература для тетей и оформлена выставка по теме. Дети с увлечением рассматривали энциклопедию «Насекомые», иллюстрации книг, слушали стихи, рассказы и сказки, отгадывали загадки, составляли описательные рассказы про насекомых, используя мнемотаблицы.
В нашем проекте приняли активное участие не только дети, но и родители воспитанников.
Родители не только проявили творчество и фантазию, создав совместно с детьми интересные поделки, но и сочинили и записали сказки по теме проекта.
Была организована выставка. Дети с гордостью показывали и рассказывали о своих работах.
Итоговым мероприятием проекта стало музыкальное развлечение «Бал насекомых»
Педагог проанализировала результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Полученные результаты проекта
- Научились различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
- знают о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
- Научились составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных насекомых.
- У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
-Данный проект принес детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в следующих проектах.
Рефлексия проекта:
Работать было интересно как детям, так и взрослым. Многие родители с удовольствием откликнулись на просьбу помочь в реализации проекта,.
Дети удивляли и радовали родителей своим творчеством, были любознательными, собранными, увлеченными, выучили стихи, песни и физминутки по теме, с удовольствием слушали рассказы, играли и отгадывали загадки. Работа дала свои результаты: имеют простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
-находят сходства и различия;
-владеют обобщающим понятием «насекомые»;
-у них появилась любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Используемая литература:
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа, 1995.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Заклички про насекомых
-Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки.
Всем по одной
А тебе не одной
Загадки
Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не кот?
(Шмель)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(Кузнечик)
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(Комар)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(Комар)
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…
(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её…
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь.
(Жук)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка,
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(Пчёла)
Не солнце, не огонь, а светит.
(Светлячок)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.
(Муха)
В лесу у пня
Суета, беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольёт.
(Комар)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий …
(Муравей)
Н. Шевляков
Пальчиковая гимнастика.
ЖУК, СТРЕКОЗА, ОСЫ.
Жук летит, жужжит, жужжит.
И усами шевелит.
Вот такая стрекоза –
Очень крупные глаза.
Вертится как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Осы любят сладкое
К сладкому летят
И укусят осы, если захотят.
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт.
Следом за папой мама идёт.
За мамой следом детишки идут
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
Костюмчики с точками чёрненькими.
Папа семью в детский садик ведёт,
После занятий домой заберёт.
Физкультминутки
Бабочка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, встрепенулась.
Раз – росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Трудолюбивая пчёлка
Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)
И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)
От цветка летит к цветку (взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)
Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)
За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)
И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)
В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)
Скоро ведь зима придёт (поёживание)
Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)
Пословицы и поговорки
• Муравей не велик, а горы копает.
• Муравью роса – ливень.
• Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
• На муравейнике долго не усидишь.
• Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
• Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
• Одна пчела много мёду не наносит.
• Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
• Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
• Пчела знает, где мёд брать.
• У кого пчела, тому жизнь весела.
• Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
• Жужжала муха, дождалась паука.
Народные приметы
• Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
• Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
• Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
• Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
• Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
• Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
• Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
• Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
• Если много комаров – готовь короб для ягод.
• Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
• Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
• Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
• Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
• Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
Ответь на вопросы
• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
• Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).
• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
• Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
• Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
• Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
• Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)
• Где у комара уши? (В усах)
• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)
• Где живут тараканы? (В домах)
• Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? (Разносят инфекции)
• Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• заяц, ёж, лиса, шмель;
• трясогузка, паук, скворец, сорока;
• бабочка, стрекоза, енот, пчела;
• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
• таракан, муха, пчела, майский жук;
• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Игра в слова»
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т. д.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…
«Собери цветок»
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.