МААМ-картинки

Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников» (2 фото)

Екатерина Ларгина
Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Целеполагание:

Одной из выраженных особенностей речи детей расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

И, как известно, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Публикация «Методический проект „Слова-антонимы в речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического, личностного развития ребенка-дошкольника. Речь способствует познанию окружающего мира, формирует взгляды и убеждения, дает возможность общения с другими людьми.

Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.

Цель:

- исследование особенностей формирования представлений об антонимах с помощью произведений фольклорного жанра у дошкольников.

Задачи:

1. Оптимизация процесс обучения, создание ситуацию успеха для каждого ребенка.

2. Формирование у детей четких лексических значений слов противоположных по значению.

3. Развитие навыка правильного, осмысленного употребления антонимов в самостоятельной связной речи.

4. Создание системы работы по усвоению слов антонимов с использованием индивидуального и дифференцированного подхода.

Участники проекта :

дошкольники, педагоги детского сада.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Понимать значение антонимов (ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову).

2. Умение выделять антонимы в наборе слов (ребенок должен выделить два слова, противоположные по значению из набора слов, в предложении.

3. Умение применять антонимы в словосочетании (ребенку предлагается заменить в словосочетании одно из слов словом-антонимом, предложении (ребенку предлагается продолжить начатое предложение, применяя антонимы).

4. Развивать выразительность речи, обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка.

Сбор информации:

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать материал энциклопедического характера; детскую и методическую литературу, иллюстрации.

Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

Работа над проектом :

1. Разработан методический материал :

- «Слова наоборот

-«Слово о словах…»

Конспекты занятий:

2. Разработан практический материал

-Педагогические ситуации

Подобранны:

-Информационный энциклопедический материал о словах антонимах

-Произведения фольклора малых форм в виде загадок, поговорок, народных примет, песен и народных игр

Литературные произведения:

«Гуси- лебеди»

«Маша и медведь»

«Айога»

«Плыви, кораблик»

«Фантазеры»

-Иллюстрации и картинки со словами антонимами

4. Проведены:

- Конкурсы на темы:

«Кто больше…»

- Игра –драматизация «Кот Леопольд»

- Спортивные развлечения «Гномы и великаны»

- Сюжетно- ролевые игры «Больница», «Семья», «Парикмахерская»

- Викторины на тему «Знаешь ли ты антонимы?»

Фото выставка: «Как мы понимаем слова антонимы»

5. Оформлены:

- Дидактические игры:

«Противоположности»

«Разрезные картинки»

- Дидактические упражнения:

«Составь рассказ по картинке»

- Детские книги:

«Мой словарик антонимов»

Презентация проекта :

«Мы и антонимы»

Загадки:

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я? ….

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? — Это …

Любят кот и папа Тани

Спать на мягком на диване,

А на жесткий табурет

Вовсе претендентов нет.

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

Грязному автомобилю

Путь машины преградили:

«Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!»

Закончи пословицу :

Ученье свет, а неученье — …

Знай больше, а говори — …

Не бойся врага умного, а бойся друга … .

Игра "Противоположности" развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления. Веселые, яркие картинки помогут в этом.

Комплектность: 6 листов разрезных карточек.

Перед началом разрежьте листы на карточки по пунктирным линиям.

Игра 1.

В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий.

Карточки с красной рамкой перемешиваются.

Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками.

Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней и показывает картинку участникам игры.

Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.

Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

Игра 2.

Играют 2-6 человек и ведущий.

Карточки с зелеными и красными рамками выкладываются в 2 столбика: "зеленый" и "красный".

Задача игроков: подобрать к "красным" карточкам "зеленые", противоположные им по значению. Эта игра командная, победителей и побежденных в ней нет.

Успехов Вам!

Песенки антонимы!

Если добрый ты…

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

Зову мышей на бой С каждым поделись радостью своей,

Зову мышей на бой, Рассыпая смех звучно…

Пусть встретятся со мной Если песни петь, с ними веселей,

Хоть миллион, хоть миллиард. А когда наоборот – скучно!

Я тигр, а не кот, во мне сейчас живёт

Не Леопольд, а леопард.

Дыбом шерсть, хвост трубой,

На дороге у меня не стой,

Если встречу тысячу чертей,

Разорву на тысячу частей.

Дыбом шерсть, хвост трубой,

На дороге у меня не стой,

Если встречу тысячу чертей,

Разорву на тысячу частей.

Задание № 1.

Понимание антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Ребенку предлагается набор из 18 слов и картинок. После произнесения слова, ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову :

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит — идет

длинный — короткий широкий — узкий

влетает — вылетает большой — маленький

высокий — низкий.

Задание № 2.

Подбор антонимов

Цель: изучение способности понимать значение антонимов.

Содержание: Проводится в форме игры "Скажи наоборот". Ребенку предлагается поиграть в слова. Надо подобрать к предложенному слову другое слово, противоположное по значению.

Подобрать антонимы к следующим словам :

входит —. закрывает —.

встает —. поднимается —.

ползет —. бежит —.

улетает —. ложится —.

плачет —. кладет - ….

холодный - …

ленивый - …

толстый - …

твердый - …

тупой - …

кислый - …

высокий - …

Задание № 3.

Выделение антонимов в предложении

Цель: изучение способности вычленять антонимы в предложении.

Содержание: Ребенку предлагается найти антонимы в предложении и назвать их:

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Утром солнце встает, а вечером садится.

В поле холодно, а в доме тепло.

Мальчик плачет, а девочка смеется.

Летом жарко, а зимой холодно.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Задание № 4.

Применение антонимов в словосочетании

Цель: изучение способности использовать антонимы в словосочетании.

Содержание: Ребенку предлагается заменить в словосочетании (пара слов) одно из слов словом-антонимом :

свежий хлеб -. (черствый хлеб).

холодный ветер -. (теплый ветер).

новая газета -. (старая газета).

свежие яблоки -. (сушеные яблоки).

добрый человек - … (злой человек).

легкий труд - … (тяжелый труд).

высокий рост - … (низкий рост).

дальний родственник - … (близкий родственник).

аккуратный мальчик - … (неряшливый мальчик).

твердый материал - … (мягкий материал).

сытый дядя - … (голодный дядя).

отдохнувшая мама - … (уставшая мама).

ясная погода- … (ненастная, пасмурная погода).

узкая улица - … (широкая улица).

грустная песня - … (весёлая песня).

поздняя весна - … (ранняя весна).

Задание № 5.

Применение антонимов в предложении

Цель: изучение способности использовать антонимы в предложении.

Содержание: Ребенку предлагается продолжить начатое предложение, применяя антонимы (15 предложений) :

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает. .

Мама добрая, а Баба Яга … .

Эта улица широкая, а та …

Не поев горького, не поймешь …

Никогда не знаешь, где найдешь, а где …

Апельсин сладкий, а лимон…

Птицы летели день и …

Бедный утёнок был маленький, а охотничий пёс, склонившийся над ним …

Игра: "Все наоборот"

Цель игры. Учить детей образовывать глаголы-антонимы (противоположного значения, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Организация занятия.

Воспитатель. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте мой рассказ. (Рассказ педагог сопровождает движениями игрушек.) У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. ( интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (ото рвет, вычистит. (испачкает, за молчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.

Занятие можно продолжить чтением стихотворения В. Берестова "Непослушная кукла". Воспитатель.

Ее просят танцевать,

Она лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть - она лежать,

Все лежать - она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Это стихотворение написал поэт Валентин Берестов. С кем бы вы хотели, дети, играть - с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Ответы.) Сейчас я прочитаю вам другое стихотворение "Делайте наоборот", его автор - поэт Екатерина Карганова - предлагает упрямым детям исправиться.

Если вы очень упрямы,

Делайте наоборот -

Не вам помогает мама,

А вы помогаете! Вот.

Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть. Не так ли?

Игра: "Скажи наоборот"

Цель игры. Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Материал. Кукла Чипполлино.

Организация занятия.

Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполлино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.

Однако. Чипполлино, а почему ты за грустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова-"наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполлино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполлино придумайте слова-"наоборот", слова с противоположным значением.

Воспитатель

Входить

вбегать

прибегать

привозить

прилетать

приходить

подплывать

закрывать

вставать

говорить

мириться

надевать

одевать

кричать

нагревать Дети

выходить,

выбегать,

убегать,

увозить,

улетать,

уходить,

отплывать,

открывать,

ложиться,

молчать,

ссориться,

снимать,

раздевать,

молчать,

охлаждать,

Воспитатель. Чипполлино, теперь ты понял, что означает

подбери слова-"наоборот"?

Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»
Фото «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»
Публикации по теме:

«Животные жарких стран-жирафы». Занятие по изобразительной деятельности«Животные жарких стран-жирафы». Занятие по изобразительной деятельности Содержание. Развивать у детей интерес к животным других стран. Учить видеть их характерные особенности (форма тела, ног, шеи, хвоста,.

Календарно — тематическое планирование по теме «Животные жарких стран» ТЕМА: «Животные жарких стран» Группа: подготовительная логопедическая Итоговое мероприятие: «Познавательно-игровая программа «ЗовДжунглей».

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Конспект НОД «Животные жарких стран» Задачи: - уточнить и выявить уровень знания детей о жизни животных в Африке - развить интерес к живой природы; - расширить словарь детей;.

Конспект занятия в средней группе «Животные жарких стран» Конспект занятия в средней группе тема Животные жарких стран Ход занятия 1. Загадки о животных Это зверь какой-то странный, Шея, как.

Краткосрочный проект «Животные жарких стран»Краткосрочный проект «Животные жарких стран» Животные жарких стран» (подготовительная группа) Вид проекта: познавательный Проект «Животные жарких стран» (краткосрочный, дети 6-7лет).

Макет «Животные жарких стран»Макет «Животные жарких стран» Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, умения.

Мастер-класс «Животные жарких стран»Мастер-класс «Животные жарких стран» Берем пол листа ватмана,гуашевые краски,кисти и делаем фон для будущей композиции. Затем берем заранее распечатанные картинки с животными,раздаем.

НОД «Животные жарких стран». Художественное творчество детейНОД «Животные жарких стран». Художественное творчество детей В нашей группе прошла тематическая неделя «Животные жарких стран». Детей очень заинтересовала эта тема. Животные в жарких странах настолько.

Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе по теме «Животные жарких стран» Работу выполнила: Королькова Е. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»
Опубликовано: 19 августа 2015 в 20:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ларгина (УИ 240926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД