Билигма Дондокова
Исследовательская работа «Развитие любознательности старших дошкольников на примере изучения животного мира Алханая»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и разработанных материалов в работе с детьми, направленных на развитие любознательности у старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Узонский детский сад «Радуга»» Дульдургинский район. В исследовании принимали участие дети (30 человек в возрасте 6-7 лет - 15 человек экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа).
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь-декабрь 2015 г.) - поисково-теоретический. В указанный период проанализированы и систематизированы источники психолого – педагогической литературы по теме исследования, разработан план, определены методики и база проведения исследования.
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - на данном этапе проведен констатирующий эксперимент, систематизированы и интерпретированы полученные данные.
Третий этап (март - май 2016 г.) - направлен на проведение формирующего эксперимента, анализ полученных данных. Проанализированы полученные данные, оформлена дипломная работа.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущностная характеристика понятия «любознательность»
В толковом словаре В. И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться [18]. С. И. Ожегов предлагает свою трактовку этого понятия: «любознательный - склонный к приобретению знаний, пытливый» [36]. Огромную роль любознательности придавал Ж. -Ж. Руссо. В России этому также уделялось немаловажное значение и этой проблемой занимались также выдающиеся ученые, как Н. И. Пирогов, И. Н. Новиков, а также М. А. Данилов, И. Я. Лернер и многие другие. И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания.
. Исследователь также указывает на то, что пик любознательности приходится на младший подростковый возраст [49].
Заслуживает внимания направление, рассматривающее любознательность как черту характера или свойство личности. Данный подход имеет место в работах Б. Г. Ананьева, Н. А. Погореловой и др. Например, Б. Г. Ананьев выделяет любознательность как черту характера, включающую в себя интеллектуально-эмоционально-волевые составляющие: «трудно переоценить жизненное значение такого результата, с которым связано общее развитие сознания. Постоянство такого процесса при новых обстоятельствах, закрепление в деятельности ребенка, оказывает нравственное влияние на формирование его личности, а именно на становление его личности, образование любознательности и пытливости как черты характера» [3].
К познавательным относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия, являются знания.
В старшем дошкольном возрасте дети уже сами знают названия нескольких городов, прежде всего российских; имеют представление о некоторых народах (русских, англичанах и т. д., но часто не могут сказать, чем одна народность отличается от другой; знают несколько основных праздников (Новый год, 8 Марта, Масленица, свой день рождения).
Помимо этого, дети старшего дошкольного возраста готовы знакомиться с построением карт и календарей, узнавать о цикличности времени и его длительности, видимом и невидимом пространстве, его протяженности. Разного рода атласы и карты вызывают у детей в этом возрасте особый интерес: они рассматривают их, задают вопросы взрослым, где находится их дом, дача, другой город или деревня, в котором живут бабушка с дедушкой, выясняют, что находится ближе по отношению к ним, а что дальше и т. д. [46].
Дети начинают проявлять интерес к историческим событиям и личностям, жизни людей в разных странах, им интересно узнавать о том, какой была жизнь на Земле, когда людей еще не было, а жили только динозавры и мамонты. Они любят изображать планы городов и местностей, разыгрывать на плане или карте, в настольном театре или в играх-драматизациях исторические события; задают вопросы об изобретениях, сделанных людьми, хотят получать взрослых ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.
Критерии и показатели любознательности:
критерии показатели
Интерес к окружающим объектам Стремление проникнуть в сущность явления
Продуктивность Количество задаваемых вопросов
Качество вопросов
Способность выдвигать предположения
Речь Способность грамматически правильно формировать вопросы
Умение выразительно, аргументированно выражать
свое мнение
В целом анализ теоретических сведений позволил сделать следующие выводы об особенностях развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Любознательность дошкольников выражается в их многочисленных вопросах. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного.
2. Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом.
3. Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении.
4. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка стимулируют его познавательную активность.
5. У детей 6-7 лет имеет место заметное усложнение познавательной активности по сравнению с более младшим возрастом: это обнаруживается в их стремлениях к установлению сходства между предметами, а также обнаружению связи между ними. У детей этого возраста намечается тенденция к выяснению сущности предметов. Особенностью детей старшего дошкольного возраста является проявление любознательности, которое необходимо поддерживать и развивать, для того, чтобы сформировать устойчивый познавательный интерес.
1.3. Педагогические условия развития любознательности в дошкольном учреждении
Дошкольное детство длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «. и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия.» для их развития [5, с. 58].
Рассмотрим данные условия подробнее. Психолого-педагогические основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н. А. Ветлугиной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Эльконина и др. Среда, по мнению Н. М. Поляковой, - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. [45].
Образовательная (развивающая) среда, по определению С. А. Козлова,- это совокупность природных, социальных, культурных, предметных сред удовлетворяющих потребность актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности[45].
Развивающая среда - это такая среда развития ребенка, которая обеспечивает ему разные виды активности (умственную, игровую, физическую и др., становится основой самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка (С. А. Смирнов)
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка (А. В. Запорожец, С. Н. Новоселова) [20, 35].
Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие - что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка (В. Кудрявцев).
При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому многие воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.
Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды.
Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметно - развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
- Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
- Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
- Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
- Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
Действующие в настоящее время Федеральные государственные требования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. №655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса [2].
Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования является учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Поэтому при проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность работы с детьми, снимает их утомляемость и перенапряжение, позволяет поддерживать интерес к деятельности на всем ее протяжении.
В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом педагоги должны учитывать зону актуального развития и проектировать зону ближайшего развития каждого ребенка, а также ставить перед каждым ребенком цели развивающего характера, учитывая и поддерживая интересы, способности, самостоятельность, инициативу, активность каждого, в освоении окружающей действительности.
О. В. Савельева справедливо утверждает, что даже самым лучшим образом организованная предметная среда, окружающая детей, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка [45].
Организация совместной познавательной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов представляется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Педагог, с одной стороны, является автором развивающей среды, с другой стороны ее компонентом. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т. д. Именно воспитатель определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Деятельность педагога ориентирует детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому и совершенствоваться.
В нашем исследовании любознательность определяется, как первичное, мотивационное условие устойчивого познавательного интереса, включающее знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающейся в готовности субъекта к активной познавательной деятельности.
Целостное исследование о развитии любознательности как свойства личности становится возможным с позиций системного подхода изучения личностных свойств. Развитие любознательности ребенка представляет сложный и длительный процесс. Его проблемность и разноплановость не привели исследователей любознательности к какому-либо приемлемому выводу относительно природы, строения и функционирования этого психического феномена.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Данные психолого-педагогических исследований позволили сделать вывод о том, что непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер, является организация предметно-развивающей среды. Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.
Истоком развития любознательности дошкольников является окружающая действительность, при этом в развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет интеграция разных видов детской деятельности. Проявление любознательности дошкольников может проявляться в многочисленных вопросах детей, в их активной познавательной деятельности, а результатом развития данного качества является устойчивый познавательный интерес к объектам и явлениям окружающего мира.
Глава 2. Изучение уровней любознательности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы констатирующего эксперимента
Цель: изучить особенности развития любознательности у детей контрольной и экспериментальной групп (на материале данных о животном мире с. Алханай)
Задачи:
1. Отобрать диагностические методики по теме исследования
2. Выявить уровни развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось с декабря 2015 г. по март 2016 г. на базе МБДОУ «Узонский детский сад «Радуга». В проведенном исследовании принимали участие дети (30 человек в возрасте 6-7 лет - 15 человек экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа).
С целью проверки знаний об Алханае, был проведен опрос на тему «Наш Алханай». В ходе исследования детям было предложено выполнить три задания в виде опроса.
Задание 1. Алханай и его расположение
Цель: выявить представления детей об Алханае.
1. Как называется наша малая Родина?
2. Какие ветра свойственны для нашей малой Родины?
3. Каких птиц и животных, обитающих у нас, ты знаешь?
4. Какие животные Алханая занесены в Красную книгу?
Задание 2. Птицы Алханая.
Цель: определить уровень знаний о среде обитания вороны, голубя, и их приспособление к среде.
Ребенку предлагают ответить на вопросы:
1. Где живут птицы?
2. Могут ли птицы жить без воды?
3. Что помогает птицам летать?
1. Назови птиц Алханая?
2. Чем питаются птицы?
3. Назови окраску вороны?
Задание 3. Животные Алханая: белка
Цель: выявить представления детей о способах питания и защиты животных.
1. Внешний вид.
2. Чем питается белка?
3. Как называется детеныш белки?
4. Рождение.
Каждое задание оценивалось в баллах:
1 балл - ребенок затрудняется ответить на вопрос, дает неполный ответ;
2 балла - имеет некоторые представления о заданном вопросе, отвечает на него с помощью воспитателя;
3 балла - дает полный, точный ответ. Умеет обобщить и пояснить свой ответ.
В результате суммирования баллов у детей старшего дошкольного возраста определяются три уровня системных знаний о животных: к низкому уровню относят тех детей, которые набрали 3-4 балла по каждому из заданий. Их представления о животном мире поверхностны, часто неадекватны. Отвечают неуверенно, подолгу задумываются. С помощью подсказки или наводящих вопросов дети дают неполные ответы, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы. Дети путают живые и неживые объекты природы. Вычленяют и называют некоторые органы знакомых животных, их функции. Не осознают связи морфофункционального приспособления животных к среде обитания.
К среднему уровню относят тех детей, кто набрал от 5 до 7 баллов по каждому из заданий. Эти дети знают представителей животных, некоторые приспособительные функции к среде обитания, существенные признаки живого организма (в основном движение, питание). Замечают негативное отношение человека к природе.
Высокий уровень знаний о животных определяется при результате в 8-9 баллов по каждому из заданий. У этих детей более широкий круг знаний о животных Алханая, они знают об их особенностях, отличиях. Имеется положительно-устойчивое отношение детей к животному миру. Дошкольники имеют представление, что такое Красная книга и какие животные Алханая в нее занесены, в связи, с чем наблюдается бережное отношение к живым существам с мотивацией понимания ценности жизни в природе. Характерно наличие устойчивого эмоционального интереса к жизни и поведению животных в природе и гуманной позиции ребенка к окружающей родной природы, доступные природоохранительные акции.
Уровень любознательности изучался с помощью дидактической игры «Да-нет» Н. Р. Климовой (адаптированный вариант, целью которой было изучение умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Стимульный материал: коробка с вложенным в нее объектами природы, игрушками (например: камень, кедровая шишка, ветка сосны, бутылка воды, наборы игрушек зверей сибирского леса, перья птиц и др.). Педагог отбирает по своему усмотрению до 10 наименований.
Процедура диагностики: ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?». (Подсказка детям: это могут быть объекты природы нашего края). Выполнение задания оценивается в количественном выражении (по баллам от 0 до 3). Результаты заносятся в карты развития ребёнка.
В результате определяются три уровня любознательности и познавательной активности. Высокий уровень установлен у тех детей, кто проявлял интерес к новым объектам ближайшего окружения к познанию Алханая, его обитателям. Активно наблюдали под руководством взрослого и самостоятельно за состоянием воды, песка, ветра. Хорошо ориентировались на карте Забайкальского края и показали место нахождения Алханая. Проявляли чувство удовольствия от процесса познания и узнавания нового о природе родного края.
Средний уровень был установлен у тех детей, кто проявлял интерес к новым объектам ближайшего окружения, активно наблюдал под руководством взрослого, но самостоятельные наблюдения для них не характерны. Испытывали затруднения о месте нахождения с. Алханай. Участвовали в несложных экспериментах, организуемых взрослым, не проявляя яркого интереса.
Низкий уровень были определен у тех дошкольников, кто фрагментарно проявлял интерес к новым объектам ближайшего окружения, в наблюдениях под руководством взрослого участвовал без желания. Представления детей о месте нахождения Алханая, о его обитателях не адекватны. Дошкольники не проявляли стремления экспериментировать, затруднения сопровождались проявлением негативных реакций.
Методика «Выбор деятельности» по Л. Н. Прохоровой была использована ля того, чтобы исследовать предпочитаемый вид деятельности старших дошкольников.
Стимульный материал: картинки с изображением детей, занимающихся разными видами деятельности (игровая деятельность, чтение книг, изодеятельность, детское экспериментирование, конструирование и труд).
Процедура диагностики: Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывалось 3 балла, за второй - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом. Индивидуально у каждого ребенка в процессе данной методики можно выявить:
1) предпочитаемый вид деятельности;
2) умение выражать свое мнение;
3) умение аргументировать свой ответ;
4) знания о деятельности экспериментирования.
После того, как ребёнок определился с выбором деятельности предложить путешествие по Алханаю и расположить известных обитателей в соответствующую среду. Выполнение задания оценивается в количественном выражении (по баллам).
По результатам выполнения данного задания были установлены три уровня любознательности и познавательного интереса: высокий, средний и низкий. Дошкольники с высоким уровнем любознательности проявляли интерес к познанию Алханая, его обитателям, а так же чувство удовольствия от процесса познания и узнавания нового о природе родного края
По своей инициативе проявляли исследовательскую активность, задавали много вопросов познавательного характера, направленных на установление причинно-следственных связей в мире природы. Был проявлен устойчивый интерес к деятельности экспериментирования, дети ориентировались и выполняли правила безопасного поведения во время экспериментирования. Обращались за помощью в затруднительных ситуациях к взрослому и сверстникам.
Дети со средним уровнем проявляли слабовыраженный познавательный интерес к миру природы, экспериментированию. Их привлекала только конкретная информация, достаточно поверхностная; стремление проникнуть в сущность явлений выражено слабо. Ориентировка в правилах безопасного поведения во время экспериментирования разрозненны и не систематизированы. Под руководством взрослого дети со средним уровнем любознательности с интересом включались в выполнение исследовательских заданий, проявляли чувство удивления, радуется новому. У этих детей появлялись вопросы причинно-следственного характера, но преобладали вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, когда и т. п.). Дети участвовали в несложных экспериментах, организуемых взрослым, обращались за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительны препятствий. Контроль за своими действиями не осуществляли.
У дошкольников с низким уровнем любознательности познавательные интересы к миру природы были ситуативны. Дети участвовали в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не стремились проникнуть в сущность явлений, желание вскрыть причинно-следственные связи отсутствовало. Вопросы носили чисто ситуативный характер. Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдались редко, результаты отсутствуют, ориентировка в правилах безопасного поведения слабая. Дети не интересовались и не стремились участвовать в экспериментировании. Редко проявляли положительные эмоции от процесса познания и узнавания нового о природе родного края.
Опрос родителей по методике, рекомендованной Л. А. Кананчук, проводился с целью выявления отношения родителей к познавательной активности детей. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов:
1. В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребёнок продолжает дома? Если да, то, как часто?
4. Какое участие вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
5. Делится ли ребёнок с Вами результатом экспериментов?
6. Смотрите ли Вы с ребенком телевизионные передачи о природе, о с. Алханай? Какие?
7. Читаете ли Вы книги и журналы о флоре и фауне с. Алханай? Что уже прочитали?
8. Разбираетесь ли вы в обитателях экосистемы? Каких обитателей Вы знаете?
9. Рисует ли Ваш ребенок обитателей озера, каких?
10. Вовлекаете ли Вы ребенка в совместную деятельность по экспериментированию?
Полученные данные были записаны и проанализированы.
Полученные на констатирующем этапе эксперимента данные были систематизированы, далее проводился количественный и качественный анализ.