Людмила Моисеева
Их опыта работы «Формы педагогического просвещения родителей в дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема семьи, внутрисемейных отношений всегда являлась одной из наиболее приоритетных направлений в работе педагогов, психологов, философов, социологов.
Социально-экономические преобразования в России в конце XX – начале XXI века, ведущие за собой изменения обычного образа жизнедеятельности, нравственных и ценностных направлений, не могли не повлиять на отношения родителей к детям [4].
В сфере семейного воспитания произошли значительные перемены:
- частично утратилась традиционная структура передачи опыта подрастающему поколению;
- у родителей поменялись приоритеты в вопросах развития и воспитания в разные периоды детства, многие из них не знакомы с различными методами педагогического воздействия либо не умеют правильно их применять [3].
Не секрет, что у многих дошкольников из внешне благополучных семей, часто возникают многочисленные проблемы, спровоцированные, в том числе, нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений: низкая, или наоборот, завышенная самооценка, проблемы с общением, эмоционально-волевые расстройства, приводящие к нарушению социальной адаптации в дошкольном учреждении, а в дальнейшем – к проблемам в начальной школе [1].
Эффективным решением вышеописанной проблемы в дошкольной образовательной организации должна стать система педагогических методов и приемов, направленных на педагогическое просвещение родителей, активное их включение в образовательный процесс при положительных, позитивных и развивающихся отношениях педагогов и семьи [5].
Дошкольное образовательное учреждение – первый вне семейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.
На важность и необходимость педагогического просвещения родителей указывали многие психологи и педагоги: К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт, Е. Н. Водовозов, Е. И. Тихеева, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптере, Т. А Березина, И. А Хоменко и др. В трудах вышеперечисленных педагогов-учёных решаются вопросы:
- о педагогическом просвещении в семье;
- о роли семьи в формировании личности детей;
- о влиянии родительского уклада жизни на ребенка;
- о положительных результатах влияния литературы по педагогике для родителей на планирование самообразования и получение теоретических знаний в вопросах семейного воспитания [2].
В педагогической литературе описаны различные формы педагогического просвещения родителей дошкольников, которые делятся на две большие группы: традиционные и нетрадиционные.
Среди традиционных, проверенных временем форм сотрудничества с семьей, можно выделить:
- коллективные: это родительские собрания, конференции, «круглые столы», индивидуальные консультации, беседы;
- наглядно-информационные: это видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, занятий; выставки детских работ; стенды, памятки, папки-передвижки в родительских «уголках» и др.
Необходимо учитывать, что любые традиционные методы:
- должны иметь четкую цель и носить ярко выраженный практический характер;
- они должны отвечать запросам и интересам родителей;
- проводиться в форме диалога, в доброжелательной атмосфере.
По мнению современных педагогов, более эффективными формами педагогического просвещения являются нетрадиционные - активные, неформальные, интересные, построенные на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Они сразу привлекают внимание родителей, позволяют им увидеть своего ребенка со стороны, лучше его понять и узнать. Многообразие нетрадиционных форм взаимодействия затрудняет их классификацию, но условно их можно разделить:
- информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов);
- познавательные тренинги; исследовательские, проектные, ролевые, имитационные и деловые игры – простор для творчества;
- педагогическая гостиная, педагогический совет с участием родителей, родительские конференции, мини-собрания, семейные клубы;
- досуговые к которым относятся совместные праздники и досуги, спортивные соревнования, семейных вернисажей, совместные походы и экскурсии, участие в конкурсах и благотворительных акциях.
Педагогам необходимо помнить, что традиции и инновации тесно взаимосвязаны. Поэтому не отказываясь от традиционных форм педагогического просвещения, мы в работе с родителями используем и нетрадиционные современные методы. Так как, и другие могут быть достаточно эффективны при условии грамотного планирования мероприятия, тщательной подготовки педагогов, активного использования современных аудиовизуальных средств (компьютера, проектора, проектного экрана либо интерактивной доски).
На этот учебный год мы разработали долгосрочный проект по взаимодействию с родителями воспитанником и назвали его: Семейный клуб «Заходите к нам на чай». Это семейный клуб по вовлечению родителей в образовательное пространство детского сада.
Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Нередко родителям недостает физических и моральных сил для оказания эффективной систематической помощи своему ребенку. Они нуждаются в помощи со стороны специалистов, государства и общества.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема социальной адаптации не только детей с нарушениями развития, но и семьи, в которой они воспитываются.
В связи с этим была разработана методическая разработка-проект, в котором составлен перспективный план вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ, который будет осуществляться в рамках семейного клуба
«Заходите к нам на чай».
Цель проекта: создание и реализация условий вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования;
- установить партнерские отношения с учреждениями социума на основе договора о сотрудничестве по образованию детей ДОО;
- создать условия для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества (создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки);
- создать условия для повышения психолого–педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
- расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДОО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обеспечить высокое качество образования каждого воспитанника, с учётом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей, на основе построения единого образовательного пространства в триаде «педагог-родитель-ребенок».
Для просветительской педагогической деятельности мы для себя открыли новый нетрадиционный метод работы с родителями - это консультирование через практический мини-мастер класс. Мы заранее в родительском центре выставляем консультацию по определенной теме, например «Развитие речевого дыхания в домашних условиях», а родителям в утренние или вечерние отрезки времени предлагаем освоить какой-нибудь приём, например, кляксографию – выдувание цветка через трубочку. В результате, родители, ознакомившись с тем, как можно развивать ребенку речевое дыхание дома в теории, попробуют это сделать на практике в группе детского сада и смогут применить свои знания и умения дома.
Для застенчивых родителей мы создали почту доверия «Вы спрашиваете, мы отвечаем», где каждый родитель анонимно может задать нам любой вопрос по воспитанию, обучению, содержанию своего ребенка в детском саду. Ответы мы пишем в мессенджере общей группы т. к. это может быть интересно всем родителям.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон;
- Взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Ожидаемые результаты, которые мы хотим получить в конце учебного года:
увеличение количества вопросов родителей к воспитателям, связанных с образованием и воспитанием детей;
увеличение количества родителей, участвующих в различных педагогических мероприятиях;
уменьшение количества детей с низким уровнем социальной адаптации в дошкольном учреждении.
Таким образом, необходимыми условиями обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах образования и воспитания детей дошкольного возраста являются установление доверительных взаимоотношений, в ходе которых педагогами корректируется воспитательная позиция родителей, а также обеспечение информационной открытости образовательной деятельности, своевременное размещение информации на сайте учреждения и в социальных сетях.