Елена Вдовина
Проект в подготовительной группе «Волшебница Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Я считаю, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей к школьному обучению.
Теоретическое обоснование проекта.
Цель проекта : развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой расширить и систематизировать знания детей о зиме
Коррекционно-образовательные цели:
1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
2. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
3. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
4. Развитие диалогической речи.
5. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
6. Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
7. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
8. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные цели:
1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой;
- формировать лексико-грамматические категории;
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь, ее выразительность;
- развивать мышление, память, внимание;
-воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы родного края;
-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
- закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи детей.
Название проекта : «Волшебница Зима»
Тип проекта : Педагогический.
Вид проекта : Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный.
Срок проведения проекта : месяц.
Формы реализации проекта :
• ООД;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций;
• использование мультимедийных презентаций;
• работа с родителями.
Ожидаемый результат:
Участие детей в проекте «Волшебница Зима» позволит обогатить словарный запас, знания и представления о зиме, её характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
План реализации проекта.
3. Заключительный этап.
План - схема работы с детьми по осуществлению проекта
«Волшебница Зима»
ОО «Социализация»
Дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково», «Считай и называй», «Подбери предмет», «Найди отличия», «Назови родственные слова», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний».
ОО «Познание»
• Беседы на темы: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние явления природы», «Бережное отношение к природе».
• Рассматривание сюжетных иллюстраций на тему: «Зимние развлечения».
• Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.
Игровая деятельность:
Подвижная игра: «Снежная баба», упражнение «Снежки», игра «Вьюга», пальчиковая игра «Снежок».
Речевое развитие
• Отгадывание загадок по теме.
• Разговор с детьми о зимних явлениях.
• Рассказывание на тему «Зимние развлечения».
• Составление рассказа «Волшебница Зима».
• Рассказывание по серии сюжетных картинок.
Художественно – эстетическое развитие
• Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый снеговик», «Снежинки».
• Прослушивание записи П. И. Чайковского «Времена года. Зима».
Взаимодействие с семьей:
Совместное составление рассказа - описания о зиме и зимних развлечениях.
Итог: развлечение «Волшебница Зима».
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
- развлечение
- результат работы детей в тетрадях по развитию графических навыков.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- расширился и активизировался словарный запас,
- развивалась диалогическая и монологическая речь,
- закреплялся навык правильного произношения звуков речи,
- развивалась связная речь,
- развивались творческие способности.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»
Цель: формирование правильной речи в играх и развлечениях.
Задачи
образовательные:
развивать умения дифференцировать звуки С-Ш;
закрепление представлений о зиме.
развивающие:
развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
развивать умение подбирать слова сходные по ритмической структуре;
развивать мелкую и общую моторику;
развивать физиологического и речевого дыхания;
развивать концентрацию, устойчивость произвольного внимания;
развивать произвольность поведения через выполнение правил поведения;
воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к обучению в школе, желание взаимодействовать со взрослым; воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху сверстника.
Оборудование: снежинки, карточки с предметными картинками, две корзинки для карточек, мяч, аудиопроигрыватель.
Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. «Что наделала зима?» Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Угадайте, что же наделала зима?
• Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
• Метель мела и все тропинки – (замела).
• Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
• Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
• Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в зимнее путешествие. А путешествовать будем на лошадках, на поезде, на машинах, на самолете, на автобусе. Нас ждут восемь остановок. Поехали. (Логопед периодически использует разные виды транспорта с соответствующими движениями, при этом проговаривая сопутствующие слова и звуки вместе с детьми).
НА ЛОШАДКЕ. Едем, едем на лошадке,
По дороге зимней гладкой (цокаем языком)
Санки скрипят «ш-ш-ш»,
Бубенчики звенят «динь, динь – динь»,
Дятел стучит «тук-тук-тук-тук»,
Вьюга свистит «с…»,
Холод, холод «Вввв»,
Стужа, стужа «Бр»,
А метель
Кружит, кружит «ОооооО».
Ехали, мы, ехали
Наконец доехали (цокаем языком)
Прррр!
1 ОСТАНОВКА «ВЕТЕРОК»
Дыхательные упражнения. Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Давайте вспомним, как это надо делать. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.) А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
ЕДЕМ НА МАШИНЕ. Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины
(имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация движения)
И поедем «др-др-др» («поездить» по залу, произнося «др-др-др»)
2 ОСТАНОВКА «ОБРАЗУЙ-КА»
Образование относительных прилагательных
Логопед: Я очень хочу с вами поиграть! Вы поиграете со мной? Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Логопед предлагает варианты:
Если на улице идёт снег, то погода…
• Снег – (снежная);
• Мороз – (морозная);
• Ветер – (ветреная);
• Стужа – (студёная);
• Холод – (холодная)
• Вьюга – (вьюжная)
ЛЕТИМ НА САМОЛЕТЕ. Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели, (руки в стороны, "летим" по кругу) У-у-у, у-у-у.
3 ОСТАНОВКА «НАШИ ПАЛЬЧИКИ»
Пальчиковая гимнастика «Снежок». Координации речи с движением, развитие воображения.
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику и делает ее вместе с ними.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два — поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три — уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И. сломаем. Топают.
ЕДЕМ НА АВТОБУСЕ. «Би-би би» -гудит автобус (постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой). «Тук-тук-тук» -мотор стучит (хлопаем в ладоши). – Едем, едем, едем, едем, он так громко говорит (ритмично топаем ногами). Шины трутся о дорогу «шу-шу-шу» -они шуршат (потираем ладони). Быстро крутятся колеса «та-та-та» вперед спешат (показываем ручками, как крутятся колесики).
4 ОСТАНОВКА «НАЗОВИ-КА»
Игра «Назови ласково». Логопед: Хоть я всё заморозила и замела, но вы же любите Зиму и ласково называете как? (Зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица). Санки – (саночки). Елка – (елочка). Снеговик (снеговичок). Туча – (тученька).
ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ. Поездом ехали, до горы доехали. (Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз-вверх, вверх-вниз)
5 ОСТАНОВКА «ПОИГРАЙ-КА»
Подвижная игра «Снежная баба». Развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением.
Сегодня из снежного мокрого кома Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот, «Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.
Никто не проедет, никто не пройдет, Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.
ЕДЕМ НА МАШИНЕ. На машине ехали, до угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль).
Би-би-би! Би-би-би! (большими пальцами подавить "сигнал")
6 ОСТАНОВКА «ДОСКАЖИ-КА»
Образование родственных слов.
Логопед:
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
НА ЛОШАДКЕ. На лошадке ехали, в огород заехали (легкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи)
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! ( хлопки: два коротких, один длинный)
7 ОСТАНОВКА «ЗАМЕНИ-КА»
Игра с мячом “Замени звук”. Логопед называет слово и бросает мяч. Надо заменить звук С на звук Ш. Сайка-шайка, сутки-шутки, миска-мишка, каска-кашка, мыс-мышь, солить-шалить. Затем задание меняется: надо заменить звук Ш на звук С. Штуки-стуки, шок-сок, Машка-маска, шкала-скала, крыша-крыса, плюш-плюс.
ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ. Чудо-юдо паровоз-без трубы и без колес,
Без трубы, без колес, Чудо-юдо паровоз.
Он под горку мчится, мчится…Машинисту сладко спится.
Эй, приятель, не зевай и на тормоз нажимай.
8 ОСТАНОВКА «НАЙДИ-КА»
Дифференциация звуков С-Ш.
Логопед делит ребят на 2 команды. Дети придумывают названия своим командам. Первая команда придумывает название со звуком С, другая – со звуком Ш (если количество детей нечетное, то 1 ребенок назначается в жюри вместе с логопедом).
Команда, в названии которой есть звук С, собирает в корзинку, предметные картинки, разбросанные хаотически на ковре, в которых «живет» звук С, другая – в которых «живет» звук Ш соответственно. Побеждает та команда, которая выполнила задание без ошибок, быстрее.
Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше развлечение. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
Что у каждого из вас получилось лучше всего?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед: Вот и закончилось наше развлечение. Спасибо за внимание.