Ольга Майорова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Идет волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, людей.
Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Познакомить детей со свойствами снега.
Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Коррекционные задачи: побуждать Севу Г, Дашу В., Анну С участвовать в беседе. Учить Илью М., Илью К слушать ответы детей.
Материал: Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Картинки как звери зимуют. Магнитофон, флешка.
Цветок с 12-ю лепестками.
Оборудование к опытам (смотри занятие).
Ход занятия :
1. Оргмомент прослушивание песни из к/ф «Чародеи» Три белых коня.
2. Беседа о зимних месяцах
***
Когда это бывает?
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
(Зима)
- На дворе зима. Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три: декабрь, январь, февраль. Давайте приклеим к нашему цветку - годовику еще три лепестка. Какого они должны быть цвета? (ответы детей) Выберите.
- Первый месяц зимы — декабрь. (прикрепить лепесток к календарю) В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло.
- О чем говорят нам эти названия? (ответы детей) Люди говорили: "Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет".
- В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз? (ответы детей)
- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.
22 декабря — самый короткий день в году. Послушайте пословицу "В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты". Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
- Второй месяц зимы январь. (прикрепить лепесток к календарю) В народе называют январь — просинец. Как вы думаете, почему? (ответы детей) В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? Народные поговорки гласят. "Январь на пороге — прибыло дня на куриный шаг". И еще: "В декабрь день было совсем помер, да в январе опять воскрес". Что бы это значило? (ответы детей) После 22 Декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.
- Как вы думаете, почему говорят. "Мороз не велик, да стоять не велит", "В зимний холод всякий молод"(ответы детей)
В какой сказке мужик мороза не испугался? "Два Мороза". Почему он даже разделся в сильный мороз? (ответы детей)
- А мы с вами боимся мороза? Нет!
3. Физминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
4. Продолжение беседы
- Последний месяц зимы — февраль. (прикрепить лепесток к календарю)
- Какая погода будет в феврале? Поживем — увидим. Одно можно сказать - в феврале зима с весной встретится. Что это значит? (ответы детей)
В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? (ответы детей) В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: "В феврале два друга - мороз да вьюга".
- Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный — готовься к, поздним заморозками и метелям. Вот такая примета. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое? (ответы детей)
- Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это? (ответы детей) Ветер со снегом назвали метелью.
- Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра (грамзапись «Метель») Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? (ответы детей) Поземка.
- А сейчас отгадайте загадку:
Одеяло бело,
всю землю одело.
Что это? (ответы детей) (снег)
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
5. Опыт (если позволяет погода или провести вечером)
(Если на улице снег можно на занятии провести опыт. Перед занятием принесите в группу два небольших, достаточно рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф. Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? Пока идет занятие, снежки таят. И,наконец, наступает момент; когда можно развернуть шарф. И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом. Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его. Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.)
6. беседа о снеге и как звери зимуют, и о зимней одежде людей.
- Как люди одеваются зимой? В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки. Зачем человек зимой надевает шубу? (ответы детей)
- Мы говорим: "Шуба греет". Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? (ответы детей) Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
- Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? (ответы детей) Это каменные и деревянные дома термос.
- Так почему говорят: "Одеяло бело, всю землю одело"? (ответы детей)
- Почему под снегом теплее? (ответы детей)
- Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? (ответы детей)
- Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю, защитит и растения, которые оказались под ним. В какой сказке травка под снегом отдыхала? "Рукодельница и ленивица".
Показать картинку как звери зимуют.
- Кто спит зимой? (ответы детей)
- Как зимуют белки, зайцы, лисы, волки? (ответы детей)
- Как зимуют птицы? (ответы детей)
- Молодцы. Сейчас поиграем в д/игру «Зима» Я начну, а вы продолжайте.
- Зимой солнце… (светит, но не греет)
- Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег)
- Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)
- Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)
- Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)
- Звери зимой… (голодают, мерзнут, прячутся в норах, некоторые спят и просыпаются только весной)
- Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть; люди рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках и лыжах и встречать Новый год).
- Молодцы. Вы все правильно сказали. Теперь все дети будут знать, что бывает зимой.
Рефлексия.
- Назовите по порядку зимние месяца. (ответы детей)
- Как в старину их называли? (ответы детей)
- Почему под снегом тепло? (ответы детей)
- Как меняется природа зимой? (ответы детей)
- Ребята, кто любит зиму? (ответы детей) Почему вы ее любите? (ответы детей)