Евгения Микрюкова
Проект в подготовительной группе «Россия — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией, малой Родиной – наш поселок Левиха.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Россия — Родина моя!“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Тип проекта : коллективный, информационно – творческий.
Длительность работы над проектом – 1 неделя.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта : осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта :
1. Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном.
2. Формировать правильное отношение к России, заботу о ней.
3. Воспитывать уважение и интерес к родной стране, месту, где ты родился.
4. Обогащать знания детей о родном крае.
5. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Предполагаемые итоги реализации:
Дети знают символику России (флаг, герб, гимн России).
-Знания детей о Родине.
- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к своей Родине.
Реализация проекта по этапам
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I. Подготовительный этап
-постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта. Входят в проблему (рассматривают карту,
иллюстрации о России, вживаются в ситуацию.
II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. Организация деятельности детей:
- познавательно-речевая;
- художественно-творческая;
- игровая;
- совместная работа с родителями (консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду». Принимают активное участие в продуктивной деятельности.
III. Заключительный (обобщающий) этап
Итог проекта : оформление альбомов «Моя малая Родина», «Россия- Родина моя».
Итоговое открытое занятие Презентация проекта в форме
итогового открытого занятия для родителей : «Россия- Родина моя».
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Сбор фотографий для оформления альбома. Дети принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности.
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Образовательные
области,
направление
развития
Виды детской деятельности.
Познавательно-речевое развитие • Познание (ФЦКМ)
- «Наша страна Россия»,
- «Главный город нашей страны»,
- Рассматривание иллюстраций «Главный город нашей страны»,
- «Государственные символы России : герб, флаг, гимн».
• Коммуникация
- Беседа «Мой поселок - моя малая Родина»,
- Составление рассказов по картине «Москва-столица нашей Родины»,
- Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
Художественно-эстетическое развитие.
Чтение художественной литературы • Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Две березы» Т. А. Шорыгина
• Стихи о России, Москве, Родине :
«Родная земля» Г. Ладонщиков;
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Лебедев-Кумач «Москва»;
С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
• Пословицы и поговорки:
«Родина-мать, умей за неё постоять!»;
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха»;
«Всякому мила своя сторона».
• Заучивание стихов о Москве, Родине, России.
Чтение произведений о русских богатырях.
Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество Рисование:
• "Мой дом".
• "Рисование березки".
Лепка:
• «Флаг России»
Художественно-эстетическое развитие.
Музыка Слушание песен и музыки:
• «На горе-то калина»- разучивание песни и танца,
• «Белый, синий, красный»- разучивание песни,
• «Гимн России»,
• «Русская народная музыка».
Физическое развитие. Здоровье, физическая культура Русские народные подвижные игры:
• «Море волнуется»,
• "Золотые ворота",
• "Мы - веселые ребята",
• «Зевака»,
• «Классики»,
• «Телефон» и т. д.
Социализация Дидактические игры:
• «Найди флаг России»,
• «Узнай наш герб»,
• «Иностранец»,
• «Найди среди гербов разных стран, герб России»,
• «Собери разрезной флаг, герб»,
Культурно-досуговая деятельность Научиться танцевать русский народный танец «На горе-то калина, под горою малина».
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
• Помощь в подборке материала к проектам.
• Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
• Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
• Консультация «Ребёнок и его Родина».
• Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
• Совместное с детьми чтение книг о России.
Итоги проекта
В ходе проекта, ребята познакомились с историей России, знают президента России, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ.
А так же мы продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот по-чему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
Тема 1. ФЦКМ по нравственно – патриотическому воспитанию:
«Россия - Родина моя»
Программное содержание: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны с показом презентации «Россия-Родина моя». Методическая литература: Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: Карта России, фото, иллюстрации столицы России, запись гимна России, слайды символики, использование ИКТ.
Ход НОД:
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
( Ответы детей:Россия)
Воспитатель: А какая наша Россия?
(большая, красивая, богатая, сильная, любимая)
Воспитатель: Россия, наша Родина. Ребята, объясните, что такое Родина?
(Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем; Родина у каждого человека одна)
Воспитатель:Какие пословицы о Родине вы знаете?
(Родина- Мать, умей за нее постоять; Где родился, там и пригодился; Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
Ребенок 1:
Великую Землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту, как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю. А на самолете лететь почти сутки. Посмотрите на экран какая большая территория у нашей страны.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете государственные символы России?
(герб, флаг, гимн)
Слайд с разными флагами
- Посмотрите внимательно на экран и найдите флаг нашей страны среди других. (дети выбирают)
- Как вы узнали его?
(объяснения детей)
- Действительно, наш Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. Белый, синий и красный цвета не случайно появились на нашем флаге. Слайд Флаг России
Белый цвет обозначает мир; синий - небо, верность и правду; красный- храбрость.
Поем песню про Россию
Послушайте такой стих о флаге:
Ребенок 2:
Белый цвет- березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска- солнечный рассвет.
А это что такое? (изображение герба).А что такое герб?
(Герб – это отличительный знак власти) Посмотрите на экран
- На красном щите расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла скипетр и держава. Скипетр- это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
-На груди у орла красный щит с изображением святого Георгия Победоносца, колющего змея. Это христианский воин, который олицетворяет добро. Он убивает копьем черного змея- символ зла.
-Две головы орла – это единство нашей страны, он смотрит одновременно на Запад и Восток. Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.
Ребенок 3:
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А что такое гимн?
(Гимн – Это самая главная песня страны; слушается гимн стоя)
Воспитатель: А какой главный город России?
(Москва)
- Москва- столица нашей Родины- России. В столице живет несколько миллионов человек. Здесь находится правительство нашей страны. А кто является президентом страны? Фото президента (В. В. Путин)
-Ребята, в нашей стране, живут разные народы. А какие народы живут у нас? (русские, татары, узбеки, украинцы т. д). Все они живут в мире и согласии.
Ребё нок 4 : Мы в стране Российской
Дружно весело живем,
По –российски, и по-русски
Мы танцуем и поем.
- Как мы умеем танцевать, сейчас покажем.
Физминутка (русские народная плясова «На горе то калина»)
Воспитатель: Ребята, а как называется самая главная площадь нашей страны? Слайд Красной площади
Воспитатель: Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина» (ответы детей). Включить слайд березки
Воспитатель: Правильно. Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это поселок, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
-А как называется наш поселок:
Ребенок 5: Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
Ребенок 6: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель: Ребята посмотрите кто к нам пришел?.
Краевед: - Здравствуйте, дети! Я – Старик –Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное задание. Предлагаю взять вам мяч, но не пускаться тут, же вскачь, а, ответьте по очереди все, что вы знаете о своей стране.
Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч. Желаю удачи! Игра с мячом
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Столица нашей Родины России? (Москва)
3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
4. Назовите государственные символы России? (герб, флаг)
5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный.)
6. Что изображено на гербе? (двуглавый орел)
7 Назовите первые строки гимна России?
8. Как называется наша область (Свердловская)
9. В каком посёлке мы живём? (Левиха)
12. Как называют жителей Левихи? (Левихинцы)
-Россия великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, ее традициями, культурным наследием.
Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Ребенок 7:
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Краевед: Ребята, а сейчас мы посмотрим на экран и узнаем, знаете ли вы достопримечательности нашего поселка, я вам буду загадывать загадки и если вы отгадаете, то отгатка появится на экране. Готовы?
Загадка 1. Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт
Дети: Школа.
Туда хожу я каждый день,
Так нужно, даже если лень.
Там всех уже пять лет я знаю
Я с ними ем и сплю, играю
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый
Дети: Детский сад.
Чтобы помнили всегда
И ценили подвиги
Чтоб не повторять ошибок
Возводят люди Памятники.
Воспитатель: В нашем посёлке есть памятник «Героям павшим в годы Великой Отечественной страны».
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
Ответ: Больница
Воспитатель: Молодцы на этом наше праздничное занятие заканчивается. Ребята, а что нового вы сегодня узнали? Сегодня, вы показали отличные знания о своём посёлке и стране, думаю, вы вырастите достойными гражданами России. Любите свою Родину ребята! Гордитесь ею!
Тема 2. «Моя малая Родина»
Цель: Формирование любви к малой Родине.
Задачи: Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан. Развивать речевую активность детей. Научить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Методическая литература: Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Ход занятия:
Дети встают в круг и читают хором стихотворение.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Вос – ль: Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребё нок читает стихотворение:
На широком просторе,
Пред рассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
Вос – ль: О чём, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине).
У каждого на земле человека есть Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это наш поселок Левиха.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.
Вос – ль: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия!
Вос – ль: У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна- потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.
Вос – ль: Ребята, вы знаете много пословиц.
А какие пословицы о Родине вы знаете?
Ответы детей:
На чужой стороне и весна не красна.
Если дружа велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина любимая – что мать родимая.
Вос – ль: А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется поселое, в котором мы с вами живем?
Дети: Лёвиха
Воспитатель: А кто скажет, как называется прекрасный край, область, в котором мы с вами живем?
Дети: Свердловская область.
Воспитатель: Правильно, ребята Свердловская область, поселок Лёвиха- это и есть наша малая Родина нашей великой Родины – России.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
Воспитатель: Давайте сейчас подойдем к карте нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наша Свердловская область /показываю/, в которой мы с вами живем. Самый главный город нашей области, как называется? Кто скажет? Конечно, город Екатеринбург /показ/. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком. И здесь же, Саратовской в области находится наша малая родина – поселок Лёвиха /показ/, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Вос – ль: Ребята, давайте поговорим сегодня с вами о месте, где мы живём. У каждого человека есть на земле место, где он родился и вырос и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной. Для нас малая Родина –это наш поселок. А вы знаете, сколько лет нашему поселку? 90 лет. А вы любите свой поселок? Давайте же вспомним и назовём, за что мы так любим Лёвиху.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко».
Вос – ль: А почему говорят малая Родина?
Дети: Это место где мы родились и живём.
Вос – ль: А вы знаете, почему так называют?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Вос – ль: Как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте? (Земляки).
Ведущая: А теперь давайте немного отдохнём и покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.
Физминутка:
Сначала буду маленьким (присесть)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
Вос – ль: А как можно красиво сказать о Родине, какая она?
Дети: красивая, любимая, сильная, гордая и т. д.
Вос – ль: А как называют наших жителей?
Дети: Левихинцы
Вос – ль: А хотите совершить экскурсию по нашей малой Родине.
Дети: Да.
Вос – ль: Сначала мы с вами посетим, небольшую нашу фотовыставку.
А теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего села и назовите те места, которые вам знакомы.
Вос – ль: А сейчас пора в путь. Пешком пойдём на экскурсию?
Дети: Пешком пойдём, так как всё близко: магазины, почта, детский сад, школа.
Вос – ль: Тогда вставайте, пойдемте с вами на прогулку по нашей малой Родине – Левиха.
Звучит музыка, дети гуляют и здороваются.
Вос – ль: А почему вы все здоровались?
Дети: Все в поселке знают друг друга, желают здоровья.
На экране панорама поселка.
Первая остановка: Детский сад.
Дети садятся на стульчики.
Вос – ль: Это что за остановка?
Дети: Наш детский сад.
Вос – ль: Как называется детский сад.
Дети: «Ягодка».
Вос – ль: А нужен ли наш детский сад.
Дети: Нужен. В него хотят дети, пока мамы работают.
Вос – ль: Что было бы, если бы не было детского сада.
Дети: Мамы не смогли бы ходить на работу, у нас не было бы много друзей.
Вос – ль: Вам нравится наш детский сад? Чем? Кто работает в нём?
Дети: Воспитатели, медсестра, повара
Вос – ль: А что они делают?
Дети: Заботятся о нас.
Вос – ль: Правильно они стараются, чтобы вам в детском саду было уютно, тепло чтобы мамы на работе были за вас спокойны.
Вос – ль: А чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?
Дети: Играть.
Следующая остановка - школа.
Вос – ль: Продолжаем наше путешествие. Остановка – школа. Как Вы думаете, дети, зачем нужна школа?
Дети: В ней учатся дети.
Вос – ль: Кто в ней работает?
Дети: Учителя.
Вос – ль: А вы хотите пойти в школу, ребята?
Дети: Да.
Вос – ль: После того, как Вы покинете стены детского сада, Вы обязательно пойдете 01 сентября в школу, на свой первый в жизни школьный звонок.
Но, пока, мы с вами еще в детском саду, а значит, продолжаем путешествие по малой Родине.
Следующая остановка - больница.
Вос – ль: Дети, как вы думаете, для чего нам нужна больница?
Дети: Там лечат людей!
: Вос – ль: Кто там работает?
Дети: Врачи, медсестры, стоматолог и др.
Вос – ль: В нашей больнице очень уютно и светло. Но мы с вами будем надеяться, что наши жители реже будут посещать ее. Ребята, а вы любите играть в больницу и быть докторами?
Дети: Да.
Вос – ль: Продолжаем путешествие.
Следующая остановка – Почта
Вос – ль: Что это за здание, ребята?
Дети: «Почта».
Вос – ль: Для чего нам нужна почта?
Дети: Работники почты принимают от людей письма, посылки, бандероли (маленькие посылочки, готовят их к дальнейшему пути, иногда очень-очень длинному.
Вос – ль: Кто работает на почте?
Дети: Почтальоны, кассиры.
Вос – ль: Продолжаем путешествие.
Следующая остановка – Дом культуры
Вос – ль: Что это за здание, ребята?
Дети: «Дом Культуры». Мы ходим туда заниматься: пением, танцами, гимнастикой; смотрим мультфильмы и концерты.
Следующая остановка – Библиотека
Вос – ль: Ребята, как вы думаете, для чего нужны библиотеки?
Дети: это помещение, в котором находится много разных книг и журналов.
Вос – ль: А кто из вас знает кто такой библиотекарь?
Дети: сотрудник библиотеки, который помогает нам найти нужную книгу, он следит за состоянием книг в библиотеке, делает соответствующие записи в карточке читателя.
Вос – ль: Молодцы. Продолжаем путешествие.
Следующая остановка – Магазин.
Вос – ль: Для чего нам нужен магазин?
Дети: Там мы покупаем разный товар.
Вос – ль: Вы когда-нибудь были в магазине?
Дети: Да
Вос – ль: Как называются люди, которые продают товар?
Дети: Продавцы.
Вос – ль: А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?
Дети: Покупатели.
Вос – ль: А какие магазины ты можешь назвать?
Дети: Продуктовый – где продают продукты питания. Одежды. Книжный. Игрушечный. и т. д
Вос – ль: Молодцы.
Дети, мы сегодня с вами о много рассказали о нашем поселке – нашей с вами – Малой Родине. И еще многое мы с вами могли бы рассказать, но время подошло для того, чтобы завершить на сегодня наш рассказ.
Вос – ль: А как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года.
Дети: Любить своё село, заботиться о нём, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Вос – ль: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.