Екатерина Ныркова
Проект в средней группе «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя Родина — Россия
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 1 ноября 2018 по 15 мая 2019г.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Актуальность проект:
Публикация «Проект в средней группе „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Проблема:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается средний уровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Моя Родина Россия».
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
• Расширять и систематизировать знания детей о России, о её символике (герб, флаг, гимн, достопримечательностях.
• Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
• Приобщать к истокам народной культуры
• Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен.
• Формировать навыки культуры речевого общения.
• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
• Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта.
• Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину.
• Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Проект состоит из блоков:
1 блок – Моя семья
3 блок – защитники Отечества
3 блок - Народная культура и традиции
4 блок – Мой город, моя страна
5 блок – День Победы
Условиями реализации проекта являются: систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, спортивный досуг, викторины, экскурсии, наблюдения и прогулки, консультации для родителей.
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
2. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
3. Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
4. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважении к старшим, любви к Отчизне;
5. Знать историю своей страны, её героев.
Для родителей: родители будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путём:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечение материала для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Принципы реализации проекта:
Принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности.
Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип интеграции различных видов деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.
Принцип наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемо материала последовательно (от простого к сложному).
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Продукт проектной деятельности:
• Выставки детского творчества
• Праздник «Моя мама лучшая на свете»
• Конкурс рисунков «Герб семьи»
• Развлечение «Масленница»
• Подборка дидактических игр
• Презентации по теме проекта
• Лэпбук «Моя Родина Россия»
• Экскурсия к вечному огню
• Конкурс поделок «День Победы»
Организация деятельности над проектом:
Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение интегрированных занятий, бесед.
- Чтение художественной литературы.
- подбор пословиц и поговорок на заданную тематику.
- подготовка презентации по теме проекта.
- подготовка консультаций для родителей.
Деятельность детей:
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.
- Заучивание пословиц и поговорок и стихов.
- участие в спортивно-развлекательных мероприятиях
Деятельность родителей:
- Чтение детям произведений по теме проекта
- Участие во всех мероприятия группы
- Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка литературы, изготовление лэпбука «Моя Родина Россия»
2 этап. Познавательно-творческий.
• Проведение интегрированных занятий, бесед
• Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
• Вернисажи детских работ
• Оформление информации в родительский уголок.
• Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц
• Викторины
• Праздничные мероприятия
• Экскурсия к вечному огню
• Конкурс рисунков «Герб семьи»
• Конкурс поделок «День Победы»
Во второй половине дня:
- Индивидуальное заучивание стихов.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).
Виды деятельности
Моя семья
Беседы с элементами ИКТ
«Моя семья и я»
Д/И:
«Назови членов семьи», «Профессии»
"Найди такую же матрешку";
Подвижные игры:
«Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
Настольные игры:
«Разрезные картинки» (Семья, Профессии)
Лепка: «Пироги к семейному торжеству»
Рисование: «Герб семьи»
Аппликация: «Портрет моей семьи»
Составление рассказов «Моя семья»
Рассказы: М. Жестев «Всему начало».
Э. Шим «Где наша деревня», разучивание А Прокофьев «Как на горке, на горе»
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Защитники Отечества
Беседы;
«Тот герой, кто за Родину горой»
«Русские богатыри»
Рассматривание иллюстраций «День Защитника Отечества», «Военная техника"
Д/И:
«Рода войск»
Сюжетно – ролевые игры: «Пограничники», «Разведчики», «Моряки»
Лепка: «Танк»
Рисование: «Наша Армия родная»
Аппликация: «Открытка для папы»
Народная культура и традиции
Беседы:
«Русские народные промыслы»
«Народные промыслы России»
«Изделия хохломские и городецкие»
«Игрушки дымковские и филимоновские» «Гжель и Жостов»
«Русские матрешки»
Народные праздники на Руси".
Развлечение «Масленница»
Д/И:
"Найди такую же матрешку";
"Какай поднос лишний";
«Найди лишний предмет посуды и назови роспись";
"Какая из этих игрушек не филимоновская";
"Найди городецкую роспись".
Лепка: «Дымковская лошадка»
Рисование: "Мы рисуем дымковские игрушки";
Аппликация:“Русская матрешка”
Мой город, моя страна
Беседы с элементами ИКТ
«Наша родина – Россия»
«Главный город нашей страны»
«Электросталь – любимый и родной»
«Государственные символы России".
Д/И: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери
картинку – Москва»
«Герб России»
Подвижные игры: «Пятнашки», «Гуси – лебеди», «Заря – зарница», «Герои России».
Пальчиковые игры: «Родина», «Мы – Россияне».
Рисование: «Флаг России»
Аппликация: «Дома и строения на улицах России».
Конструирование: «Моя улица». «Мой город»
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей, и т. д.
А. Ишимова «История России в рассказах для детей»,
П. Воронько «Лучше нет родного края»; - В. Лебедев-Кумач «Москва». Заучивание стихов М. Пришвин "Моя Родина", Н. Суриков "Детство"
Чтение пословиц и
Музыка:
Слушание: «Пение птиц» Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.
День Победы
Викторина «Наша Родина – Россия»
«Ордена и медали ВОВ»
«Тот герой, кто за Родину горой»
Экскурсия к ВЕЧНОМУ ОГНЮ Аппликация «Цветы для Ветерана»
Рисование «Салют Победы»
Лепка «Боевой товарищ – конь».
Л. Кассиль «Твои защитники», А. Барто «На заставе»; «Блокада», А. Пантелеев «Честное
слово» ; «Щедрый ежик» С. Алексеев «Тридцать три богатыря», С. Михалков «Россия»,
Лебедев – Кумач «Москва».
Обсуждение итогов и анализ работы
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками
Вывод:
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проектпоказал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.
Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.
полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
Список Литературы:
1. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.
2. БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.
3. Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез, М: 2015г.
4. Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.
5. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.
6. Дегтярев А. Я. «История российского флага: легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.
7. Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.
8. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.
9. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова М., 2007г.
10. Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.
11. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
12. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.
13. Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.
14. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л. Л., – СПб. : детство-Пресс, 2011г