Горбунова Надежда
Проект в младшей группе «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Театр и дети в ДОУ"
Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр!
Публикация «Проект в младшей группе „Театр и дети“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Тема проекта : «Театр и дети».
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Участники: дети младшего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Обоснование выбора темы, ее актуальность
Актуальность проекта в нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии, в театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта :
Приобщить детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта :
Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду.
Формировать умения налаживать контакты в совместной деятельности.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
Способствовать формированию эстетического вкуса.
Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Вызвать интерес родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- посещение разных видов театра;
- выставки.
Этапы реализации:
I. Этап – подготовительный (накопительный)
Знакомство детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями. Анкетирование родителей. Предложение репертуара для просмотра кукольных и драматических спектаклей, показанных профессиональными артистами; оформление родительского уголка по темам: «Домашний театр».
II. Этап – основной (творческий)
Привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театрализованной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, викторины). Совместное посещение спектаклей.
III. Этап – заключительный (результативность)
Подведение итогов совместной работы: родители-дети-педагоги, создание стенгазеты «Театр в жизни ребёнка».
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с детьми.
В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.
Идея – не навреди.
Ожидаемые результаты:
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Пополнение и активизация словаря детей, формирование исполнения художественного образа: мимика, пластика.
Улучшение речевой памяти, творческих способностей.
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
1 этап
Предварительная работа:
- изучение методической литературы;
- организация предметно-развивающей среды
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1. Куклы би-ба-бо
2. Куклы на гапите.
3. Плоскостные театры.
4. Фланелеграф.
5. Пальчиковые игрушки.
6. Театр резиновой игрушки.
7. Театр марионеток.
8. Круглая настольная сцена.
9. Маски.
10. Костюмерная с большим зеркалом.
11. Уголок ряжения.
12. Театр рукавичек.
13. Теневой театр.
14. Театр ложек.
15. Книги-раскладушки.
16. Конусные куклы.
17. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
18. Атрибуты для танцевальных импровизаций.
2 этап
Структура программы по реализации задач проекта.
Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.
Основные задачи программы:
1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
2. Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
3. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
4. Совершенствование артистических навыков детей.
Структура программы:
В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.
Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Песенное творчество;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации.
Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.
Театральные занятия начинаются со второй младшей группы и проводятся во второй половине дня,как досуг и развлечение.
Вторая младшая группа
Содержание работы:
1. Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.
2. Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
3. Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
4. Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
5. Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
6. Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
8. Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
9. Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
10. Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
11. Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
12. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
13. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Театральные занятия во второй младшей группе :
На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.
Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка».»Курочка-ряба», «Колобок», «Репка» Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так-же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку
Сентябрь-ноябрь
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй Настольный театр резиновой игрушки «Встреча в лесу», «Медведь и курочка» (сочиняют дети)
Песенное творчество Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребёнком Любой настольный театр Любая песенка из сказки или музыка напр. «Мишка пляшет» М. Протасова
Танцевальное творчество Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку Фонограмма любой ритмичной музыки Предложить детям придумать и станцевать танец любого из персонажей сказки «Репка»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками Ксилофон, дудочки, бубны пианино Имитировать игру на этих инструментах
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с приёмами кукловождения настольного театра Настольный театр Занятия 1-4, 5-8, 9-12
стр. 9-26.
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Основы кукольного театра Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли. Настольный театр, настольные куклы, игрушки, мягкие игрушки
Основы актёрского мастерства Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение детей Работа у зеркала
Основные принципы драматизации Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать включаться в игры-драматизации Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями По сказке «Репка»
Праздники, досуги, развлечения Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями Атрибуты для концертной обстановки, костюмы Инсценировка сказки «Репка», открытый просмотр сказки
(декабрь-февраль)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия, репертуар.
Содержание работы
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках Настольный театр конусной игрушки «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети)
Песенное творчество Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой Крупная мягкая игрушка «Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы»
Танцевальное творчество Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку Фонограммы и диски с разнохарактерной музыкой, атрибуты для танцевальных импровизаций (флажки, султанчики) Танцевальные импровизации: «Танец снежинок» (муз. П. И. Чайковского)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики Предложить детям подыграть на музыкальных инструментах музыку под фонограмму
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Обучить детей приёмам кукловождения настольного театра конусной игрушки Конусная игрушка Зан. 13-16, 17-20, 21-24
Стр25-52. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Занятия 17-18 - на оценку умения и знаний детей по театрализованной деятельности за осень
Основы кукольного театра Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей спектакля, вызывать сочуствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи Театр конусной игрушки
Основы актёрского мастерства Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия Работа у зеркала Любые этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»
Основные принципы драматизации Вызывать желание участвовать в играх-драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя при этом жест и мимику Костюмы, декорации, предметная среда. Напр. «Звери в гостях у Снегурочки»
Праздники, досуги, развлечения Развивать активно участ-вовать в празднике, развивать воображение, фантазию детей. Побуждать детей играть с куклами настольного театра Атрибуты для досуга, праздника «Праздник ёлки»
(март-май)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц Настольный театр мелкой мягкой игрушки «День рождения слонёнка», «Тигрёнок заболел, «Маша и Жучка» (сочиняют дети)
Песенное творчество Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации и атрибуты Песенка петушка из сказки «Заюшкина избушка»
Танцевальное творчество Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребёнка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение Фонограммы, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы Свободная пляска козы и козлят из сказки «Волк и семеро козлят»
Танцевальная импровизация с куклами
Импровизация на детских музыкальных инструментах Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты в драматизациях и кукольных спектаклях Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределённой высоты Оркестровое сопровождение свободных плясок в спектакле и драматизациях «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки настольного театра Мягкая игрушка Зан. 25-28, 29-32,33-36
Стр. 52-73 Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Занятия 35-36 –мониторинговые
См. стр. 73
Основы кукольного театра Развиват умение давать поступки действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей Театр мягкой игрушки
Основы актёрского мастерства Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё Работа у зеркала
Основные принципы драматизации Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образов Костюмы, декорации, атрибуты «Волк и семеро козлят»
Праздники, досуги, развлечения Вызывать у детей желание выступать перед родителями, прививать любовь к театральному искусству.
Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях Костюмы, декорации и атрибуты необходимые для досугов и развлечений Показ сказки на усмотрение воспитателя (по наибольшему отклику,после посещения спектаклей)