ксения голубева
Проект «В мире звуков мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «В мире звуков мы живем»
Пояснительная записка к проекту
Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию звука, созданию собственных шумовых музыкальных инструментов, игре в детском оркестре.
Деятельность педагогов направлена на приобщение детей к миру звуков, вовлечение в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр, развитие творческой активности детей.
Проблема проекта: исследовать происхождение звуков, их разновидность.
Публикация «Проект „В мире звуков мы живем“» размещена в разделах
Идея проекта заключается в следующем: вовлекать дошкольников в создание детских музыкальных инструментов. Это даст им много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в коллективную творческую деятельность с другими детьми и взрослыми, что способствует развитию у детей музыкального слуха, психических процессов (внимания, общения, ощущения, памяти, мышления, восприятия, воображения и так далее, одухотворяя и обогащая внутренний мир каждого ребенка.
Процесс коллективного и творческого исполнения на самостоятельно сделанных игрушках-инструментах очень важен, так как дети учатся понимать, что их окружает звучащая действительность, прекрасный мир звуков. Дети раскрепощаются и раскрываются, становятся коммуникабельнее с другими детьми, взрослыми, гораздо смелее выходят выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности. Они учатся слушать и оценивать свое исполнение и исполнение других, учатся делать замечания в доброжелательной форме.
Исходя из вышесказанного, следует то, что общее стремление сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье, формирует полноценную личность.
Цель проекта:
Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки, создать своими руками самодельные музыкальные игрушки, вовлечь детей в групповые формы музицирования.
Задачи проекта:
развивающие: развивать интерес к эстетической стороне действительности, изучать звуки окружающей природы, улицы, дома, развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;
обучающие: научить определять происхождение звуков, производить эти звуки;
воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Направление проекта: изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождения, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр; изготовление самодельных игрушек-инструментов и обучение игре на них.
Возраст детей, участников проекта: дети 6 лет.
Игровая мотивация: помочь (сказочный персонаж) ответить на вопрос: «О чем рассказывают звуки?»
Тип проекта:
по методу: исследовательско-творческий;
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Продукт проектной деятельности
Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Выставка шумовых инструментов.
Выступление со сказкой-шумелкой «Теремок» на открытом занятии «В мире звуков мы живем».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Составление системы занятий
• Подбор детской художественной литературы для инсценирования сказок.
• Подбор музыкальной литературы для слушания, пения, игры на детских музыкальных инструментах.
• Изготовление музыкально- дидактических игр
• Подбор материала для изготовления игрушек-инструментов
• Подбор аудиокассет, CD – дисков
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
• Изучение немузыкальных звуков окружающей среды.
• Изучение музыкальных звуков
• Создание простейших инструментов по образцу и совместное с педагогом воспроизведение ритмического рисунка различных народных песенок.
• Итоговое занятие, где используются все созданные детьми инструменты.
3 этап. Результаты
• Подготовка к выступлению
• Показ открытого занятия «В мире звуков мы живем».
Описание результатов реализации проекта.
Понедельник
НОД «Звук живет в любом предмете»
Предшествующая работа:
Опыт: «Музыка или шум? Почему все звучит?»
Цель:
--знакомство детей с немузыкальными звуками окружающей среды;
— творчески исследовать звуковые свойства шумовых инструментов;
— вызвать интерес к общению с музыкальными инструментами, к истории их создания;
--развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, абстрактно-логическое и ассоциативное мышление.
Содержание НОД:
Слушание: Е. Тиличеева «Дождик».
Ритмодекламация Т. Тютюнникова «Шух. Шух-шух»
Пение: «Теремок» р. н. п.
Танцевальная импровизация: «Танец ветерка и снежинок»
М. -д. игра «Где живут звуки?»
Вторник
Экскурсия в ДК
«Весело звучит ансамбль»
Предшествующая работа:
Беседа о музыкальных инструментах. Показ мультимедийной презентации.
Цель:
--знакомство детей с инструментами вокально-инструментального ансамбля;
-- расширить знания детей о многообразии музыкальных инструментов, их тембровом отличии, истории их создания и строения.
Содержание экскурсии:
Слушание: Е. Дербенко «Россияночка», В. Гридин «Парафраз» на тему р. н. п. «Утушка луговыя», М. Глинка «Патриотическая песня. М. -д. игра «Музыкальные загадки»
Среда
Творческая мастерская
«Мы веселые игрушки – озорные погремушки»
Предшествующая работа:
Слушание С. Прокофьев «Петя и волк»
Подбор материала для изготовления шумовых инструментов.
Цель:
- закреплять у детей знание принципа изготовления разнообразных погремушек (трещотки, квакушки, шумелки,
-развивать творческое мышление и творческий потенциал, предметно-действенное мышление,
- развивать умение и навыки игры на инструментах- шумелках.
Содержание:
Изготовление муз. инструментов.
Муз. ритм движения «Танец с погремушками» укр. н. м. «Катерина».
Четверг
Занятие - путешествие «Сказка в музыкальном мире»
Предшествующая работа:
чтение сказки «Теремок», беседа о характере героев сказки.
Цель:
--развить творческий потенциал детей через включение их в активную продуктивную деятельность, направленную на подбор шумовых инструментов,
соответствующих характеру героев сказки;
-- развить творческую фантазию при игре на различных шумовых инструментах различными способами, с разной динамикой и ритмом ;
--развивать слуховую память, внимание, навыки ансамблевой игры.
Содержание:
Пение «Теремок» р. н. п.
М. д. игра «Кто как идет?»
Музицирование «Теремок» (сказка-шумелка)
Пятница
Выступление на открытом занятии
«В мире звуков мы живем»
Предшествующая работа:
Разучивание стихов о мире звуков.
Цель:
--закреплять навыки игры на шумовых инструментах;
--совершенствовать умения осознанной ритмической импровизации на заданный образ.
Содержание:
Чтение стихов
Музицирование «Теремок»