Ольга Ступина
Сценарий совместной НОД «В мире звуков» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область
«Познавательное развитие» Познакомить с понятием звук и его свойствами.
Расширять представления о строении и функционировании некоторых органов и систем человека: уши (орган слуха).
Закрепить знания о том, что орган слуха есть у всех биологических существ, он необходим для жизни.
Развивать умение, устанавливать состояние неблагополучия в организме, в связи с возникшей болью в ушах, побуждать к выявлению причин и нахождения путей их устранения.
Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества, умение договариваться, работать в компаниях, распределять обязанности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями, внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции. Активизация: ушная раковина, молоточек, наковальня, стремечко, звуковые волны.
Организация развивающей среды
- схема строения органа слуха;
- иллюстрации, картинки с изображением животных;
- вода, емкость для воды, камень;
- колокольчик;
6 косынок, материал для изготовления модели, пластмассовая бутылка, ножницы, целлофан, резинка, стойка с ленточкой.
Предварительная работа: Рассматривание схемы строения органа слуха - человека, дидактические игры «Угадай что звучит?» иллюстрации для рассматривания органа слуха у животных.
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел смешарик Крош, он жалуется на плохое самочувствие: стреляет в ушах, болит от этого голова.
- Как вы думаете, почему?
Дети: - простудился, болят уши от шума сильного, ел много сладкого и т. д.
Воспитатель: Крош! Уши – важный орган и к нему нужно относится очень бережно! Мы можем тебе рассказать, как устроены уши и почему их надо беречь.
Воспитатель: - Посмотри, Крош, и вы ребята на эту схему.
- Это схема органа слуха.
- Он состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего. Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, молоточка, наковальни и стремечка. Внутреннее ухо заполнено специальной жидкостью.
Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку, заставляя её вибрировать, то есть двигаться вперед и назад. Барабанная перепонка заставляет вибрировать три маленькие косточки: молоточек, наковальню, стремечко. Эти косточки передают звуковые колебания в заполненное специальной жидкостью внутреннее жидкость. Жидкость, в свою очередь передает вибрацию слуховому нерву. Слуховой нерв получает сигнал от внутреннего уха и посылает в головной мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.
- Перед вами таз с водой.
- Данил брось, пожалуйста, камень в воду (ребенок бросает).
- Посмотрите, как по воде пошли волны, вот так звуковые волны распространяются по воздуху.
Воспитатель: А сейчас мы научим Кроша делать массаж ушных раковин, чтобы они не болели.
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
- Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок
Ушки ты свои найди - поглаживание ушных раковин
И скорей их покажи
Ловко с ними мы играем - сгибание ушных раковин к слуховому проходу
Вот так хлопаем ушами
А сейчас мы тянем в низ - оттягивание мочек ушей вниз
Ушко ты не отвались!
А потом, А потом - размять мочки ушей
Покрутили козелком.
Ушко кажется, замерзло - складываем ушную раковину,
закрывая слуховой проход
Отогреть его так можно
Раз, два, Раз, два вот
И кончилась игра.
А раз кончилась игра
Наступила тишина.
Воспитатель: Сейчас мы изготовим макет, с помощью которого познакомимся с движением звука в воздухе.
Воспитатель: Выставляет алгоритм последовательности изготовления.
- Из чего можно сделать макет? Расскажите, пожалуйста, как вы будете делать макет? (Дети рассказывают)
После изготовления макета предлагаю кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. Что вы увидели? Почему это происходит?
Предлагаю детям подойти к стойке с полиэтиленовыми лентами и провести такой же эксперимент.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: - Звук движется.
Воспитатель: - Действительно, ударяя по пленке, вы вызываете сотрясение маленьких частиц воздуха. Эти колеблющиеся частицы передаются все дальше. Так звуковые волны проходят через всю бутылку и заставляют двигаются предметы.
За дверью слышится звук колокольчика.
- Что вы слышите? (звенит колокольчик)
Как вы думаете, кто может звонить в колокольчик?
Воспитатель: - А почему мы ее не видим, а слышим звук?
Дети:- Скорость звука больше, чем скорость движения человека, самолета, машины.
Воспитатель: - Действительно, звук распространяется быстрее, чем скорость движения человека, самолета, автомобиля.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли предметы пропускают звук?. Предлагаю детям провести опыт. Дети прикладывают к ушам резиновые мячи, дощечки, шарики, заполненные водой, воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель: Вы слышали звук?
Дети: Да!
Воспитатель: - Что вы можете сказать об этом?
Дети: Звук проходит через любые предметы и воду.
Наши уши улавливают звуковые волны.
Проводится дидактическая игра «Угадай звук»
Воспитатель: - Ребята сейчас будут раздаваться звуки, а вы попробуйте их угадать (для игры использую музыкальные инструменты).Дети угадывают высокие звуки, тихие, громкие.
Воспитатель: - Звуки бывают разные по высоте, громкости, длительности, мы их улавливаем ушами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у всех ли одинаковые уши? Воспитатель: - У всех ли одинаковые уши? (рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением животных).
У каких животных самый хороший слух, и почему?
Дети: - Самый хороший у косуль, оленей, т. к. им нужно спасаться от хищников.
Воспитатель: - А сейчас проверим, какой слух у вас. Этот эксперимент должен проводиться в полной тишине.
Нужно узнать откуда приходит звук.
У нас по два уха, поэтому можем сравнивать громкость звука и определить откуда именно звук.
Предлагаю детям построиться друг за другом за мной. Впереди себя ставлю ребенку, завязываю глаза косынкой. Издаю произвольно звуки (слева, справа, вверху, внизу) Спрашиваю : Откуда раздался звук? Игру – эксперимент провожу со всеми детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух? Дети берут картинки с изображением правил ухода за ушами и рассказывают о них.
Воспитатель: - Крош! Мы тебе хотим подарить книгу с правилами ухода за ушами- важным органом слуха.