Ирина Кострикова
Конспект занятия по развитию речи «В мире звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры:
Закрепить знание детей о гласных и твердых согласных звуках, умение определять слоги в словах. Продолжать знакомство детей с многозначными словами, упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов : мужской, женский, средний. Упражнять в суффиксальном образовании слов; развивать умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение четко отвечать на поставленный вопрос.
Словарь : упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В мире звуков и слов“» размещена в разделах
Предварительная работа: физминутки, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Материал: круги красного и синего цветов, предметные картинки, посуда для чаепития, письмо, магнитофон, игрушка – заяц.
Ход занятия:
Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы здоровы. Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды. Выдохните из себя свежесть и красоту, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Ребята, когда я утром пришла на работу. У нас в приемной лежало письмо. Я не стала его читать без вас, думаю, что вам тоже будет интересно (открываем письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята!» я приглашаю вас в гости. Но чтобы добраться до моей избушки, вы должны пройти испытание, выполнить все задания и тогда мы с вами обязательно встретимся. Очень вас жду.
Ребята, а вы хотите узнать, кто нас приглашает в гости. А для начала покажем как трудится я наш язычок. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо;
Со-со-со – сменили колесо;
За-за-за – прилетела стрекоза;
Су-су-су – в лесу видели лису;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу.
Молодцы! Я думаю, что мы все преодолеем. Сейчас подойдите к столам. На столе лежат круги. Вы их переверните и скажите
- у кого какого цвета круг?
Красный цвет, – какой звук обозначает – «гласный».
Ребята, гласные звуки мы что? – поем.
Синий цвет – как звук обозначает? – твердые согласные.
Ребята, а твердые согласные встречают препятствие, воздуху мешают губы и язык. А сейчас переверните картинки. Посмотрите и определите сколько звуков в данном слове.
Вы хорошо справились с заданием.
Ребята, а сейчас другое задание: дидактическая игра: «скажи наоборот»
День-ночь;
Сахар-соль;
Чистота-грязь;
Зима-лето;
Потолок-пол;
Узкая-широкая (юбка);
Длинное – короткое (платье);
Сильный – слабый (спортсмен);
Веселая – грустная (девочка);
Высокий – низкий (человек);
Смеется – плачет (ребенок);
Лежит – сидит (человек);
Закрыть – открыть (книгу);
Взлетает – садится (самолет);
Надевает – снимает (свитер).
Молодцы! И с этим заданием справились!
Но, а сейчас отдохнем. Физминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Но, а сейчас следующее задание:
Вы должны ответить и назвать: «мой», «моя», «мое».
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко.
Мы и с этим заданием справились. А теперь следующее задание, давайте подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «какой?» и «что делает?» а подбирать мы будем к слову : Заяц
Заяц какой? – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Заяц что делает? – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.
Настроение у зайца какое? - радостное, веселое, счастливое.
Молодцы и с этим заданием справились.
А теперь давайте посмотрим вокруг. Да вот и избушка и живет там наш старый друг – заяц. Посмотрите, заяц готовился, к нашему приходу и приготовил посуду. А забыл, для чего нужна эта посуда. Давайте поможем зайцу.
Как называется посуда для хлеба? – хлебница.
- Для сахара? - Сахарница.
- Для конфет? - Конфетница.
- Для салата? - Салатница.
- Для масла? - Масленка.
- Для соли? - Солонка.
А куда мы положим салфетки? – салфетница.
Молодцы!
Вот видишь, мы все тебе рассказали.
Итог:
А какие, ребята, мы с вами знаем звуки : гласные – поем, и согласные – встречают препятствия, и воздуху выходить мешают губы и язык.
Вы подбираете прилагательные и глаголы к существительному.
Молодцы!
Ребята, а в какую посуду мы наливаем чай (в кружки). Заяц нас угощает чаем с конфетами.