Пурюшина Елена Николаевна
Проект «В каждой крошке хлеба — труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Хлеб ежедневно приходит к нам — румяный, свежий, мягкий, теплый, пышный, душистый. А еще имеет много имен — баранка, булочка, плетёнка, рогалик, батон, каравай, калач, пирог.
Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах, делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд. Хлеб у нас в России самый вкусный! С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству нашей Родины. К сожалению, в настоящее время современные дети перестали ценить хлеб, относятся к нему небрежно (играют, крошат). Хлеб для них является обыкновенным продуктом, который можно купить в любом магазине. Многие дети не знают, что в каждой крошке хлеба тяжёлый труд людей разных профессий. Поэтому возникла необходимость в доступной игровой форме, донести до детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Проект „В каждой крошке хлеба — труд“» размещена в разделах
- Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: Формирование у детей представлений о выращивании и изготовлении хлеба.
Задачи: 1. Знакомить с процессами выращивания и производства хлеба, сельскохозяйственными профессиями. Систематизировать знания о процессе выращивания хлебных культур и изготовлении хлебных изделий.
2. Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
3. Воспитывать любовь к родной земле, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя).
Предполагаемый результат: Реализация проекта позволит сформировать элементарные знания и представления о процессе выращивания хлеба. Обогатить и активизировать словарь детей по теме. Сформировалось у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Активизировать совместную деятельность детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный (организационный):
1. Выяснение уровня знаний детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Поиск форм реализации проекта.
4. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о процессе выращивания хлеба.
5. подбор информационного материала в уголок родителей;
Введение в проблему:
Воспитатель: Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?
Воспитатель использует метод «Модель трёх вопросов»:
1. Что мы знаем?
Хлеб продается в магазине. Хлеб бывает белый и черный. Зерно убирают комбайны
Из зерен делают муку.
2. Что мы хотим узнать?
«Как выращивают хлеб». «Профессии людей, которые выращивают хлеб?».
«Как пекут хлеб?».
3. Как можно узнать?
Спросить у родителей; посмотреть видеофильм, презентацию; рассмотреть картины, иллюстрации; пригласить повара, экскурсия на хлебозавод, чтение художественной литературы;
II. Основной этап. Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с семьёй:
Реализация проекта «В каждой крошке хлеба – труд», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Беседы:
Ситуативный разговор «Что вы знаете о хлебе и что бы хотели узнать о нем еще?»
Ситуативный разговор «Как правильно вести себя за столом, как обращаться с хлебом».
Ситуативный разговор «Труд человека кормит, а лень портит», «хочешь хлеб – не лежи на печи».
Беседа «Человек славен трудом» (профессии людей, выращивающих хлеб).
Беседа «Как на наш стол хлеб пришел».
Ситуация общения «Как дома мама и бабушка пекут булочки».
Рассматривание картинок, иллюстраций, репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» (альбом «Хлеб»).
.
Рассматривание муляжей хлебобулочных изделий.
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб».
Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
Рассматривание картинок колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство различие).
Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.
Речевые игры: Игровые упражнения: «Продолжи предложение», «Подбери действие», «Подбери словечко», речевая игра с мячом «Каким бывает хлеб?».
Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
Чтение художественной литературы:
Сказка «Колосок», сказка А. Ремизова «Хлебный голос», В. Дацкевич «От зерна до урожая», И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Презентация, просмотр мультфильма и фильма:
Презентация «Откуда хлеб пришел?».
Просмотр короткометражного фильма (К. Паустовский) «Теплый хлеб».
Мультфильм «Пирожок».
Дидактические игры:
Д. и «Путешествие зернышка», «Что сделано из муки?» «Что лишнее?».
Д. и: Серия сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба»,
«Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист, «Как превратить муку в тесто?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», Д. и «Посчитай зерна».
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Волшебница-мука». Ц: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.
Замешивание теста.
Изобразительная деятельность:
ООД - Рисование «Праздник урожая в нашем селе».
Раскрашивание раскрасок «Хлебобулочные изделия».
Пластилинография «Колосок».
Лепка «Хлебобулочные изделия». Лепка из теста «Булочки (плюшки).
Конструирование из различных материалов:
Оригами «Колосок».
Конструирование из строительного материала «Хлебозавод».
Коллаж «В каждой крошке хлеба - труд».
Сюжетно-ролевые игры:
«Хлебный магазин», «Хлебозавод».
Двигательная деятельность:
Речевая игра с мячом «Каким бывает хлеб?».
Игра с мячом «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Игра «Кто что делает?» («Скажи и покажи»).
Игра малой подвижности/ хороводная игра «Каравай».
Игры-соревнования «Кто быстрее?». Цель: развивать быстроту и точность движений.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Взаимодействие с социумом:
Экскурсия на хлебозавод
Мастер – класс от повара «Сладкая выпечка»
Сюрприз от повара «Сладкая выпечка»
Взаимодействие с родителями:
- Памятка «Правила обращения с хлебом».
- Домашнее чтение художественной литературы: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство». М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
III. Итогово – обобщающий этап:
Выставка детского творчества «Хлеб – богатство России»
ВЫВОД:
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь по теме «Хлеб». Дети познакомились с процессом выращивания и производством изготовления хлеба, сельскохозяйственными профессиями. А, самое главное, дети стали более бережно относиться к хлебобулочным изделиям, понимая, что «В каждой крошке хлеба – труд».
Литература:
*Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
*Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. ФГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
*Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. 80 с.
*Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
*Интернет - ресурсы