Елена Васильева
Проект «Секреты хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Росинка” г. Ядрин Чувашской Республики
Познавательно-исследовательский проект
«Секреты хлеба»
[/h3]
Составитель:
воспитатель Е. Г. Васильева
Ядрин,2017г.
Актуальность проекта
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прим пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Проект „Секреты хлеба“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема: недостаточные представления о производстве хлеба; о пути,
который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол;
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Что необходимо чтобы испечь хлеб?
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Расширить знания детей о хлебе.
Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми;
развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 10.04.2017г. - 21.04.2017 г.
Предполагаемый результат:
понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
представления детей о технологии приготовлении хлеба.
воспитание бережного отношения к хлебу;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап:
составление перспективного плана мероприятий
поиск материалов по данному проекту;
разработка конспектов познавательно-речевых и творческих образовательных деятельностей, наблюдений, бесед
подбор художественной литературы, пословиц и поговорок о хлебе;
подбор информационного материала в уголок родителей;
ознакомление с проектом родителей и привлечение их к пополнению мини-музея хлеба.
2. Основной этап:
НОД: «От зернышка до хлебушка», «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел?», «Золотые слова – хлеб всему голова»
Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб»
Чтение художественной литературы: Сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; Н. Самкова «О хлебе»; П. Коганов «Хлеб - наше богатство»
1. Скороговорки о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
2. Пословицы и поговорки о хлебе
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и мдом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
3. Приметы о хлебе
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать
4. Игры:
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»
Пальчиковые игры: «Хлеб», «Откуда хлеб пришел?», «Тесто»
Подвижные игры: «Каравай», "Посадили зернышко"
5. Художественно-творческая деятельность:
Рисование хлебных полей
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
6. Исследовательская деятельность
Пополнение мини-музея хлеба, рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса; пшеничной муки, ржаной муки).
7. Опытно – экспериментальная деятельность выращивание семян (овса)
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Консультация «Значение хлеба в жизни человека»
Предложить родителям совместно с детьми изготовить хлебобулочные изделия в домашних условиях.
3. Заключительный этап
выставка детских рисунков и поделок «От зерна до каравая»
досуг «Хлеб – всему голова»
Чаепитие с родителями с хлебобулочными изделиями
Вывод
В ходе проектной деятельности по заданной теме, дети узнали о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси, о процессах обработки зерна и выпечки различных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для человека. Они теперь знают, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Дети перестали баловаться хлебом. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Росинка” г. Ядрин Чувашской Республик
и
[/b]
Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема: «Откуда хлеб на стол пришел?»
Воспитатель:
Васильева Е. Г.
Ядрин, 2017г.
Программное содержание.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду, как основе жизни человека. Воспитывать чувства гостеприимства, доброжелательности.
Образовательные задачи:
Дать элементарные сведения о труде людей разных профессий, занятых в выращивании и производстве хлеба, познакомить с процессом появления хлеба: от выращивания пшеницы до изготовления хлебных изделий..
Развивающие задачи:
Вызвать интерес детей к простейшим исследованиям.
Расширять кругозор детей о русских традициях.
Совершенствовать навыки и умения работы с тестом.
Оборудование и материал: колоски, зерна пшеницы, емкость с пророщенным зерном, стаканчики с землёй, готовое тесто, мешочки с мукой, компьютер. Музыка для сопровождения релаксации и психогимнастики.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вос-ль: На стенде картинки, давайте их рассмотрим и расскажем, что мы видим.
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно.
Вос-ль:
Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб
Вос-ль: Хотите узнать, как выращивают хлеб в нашей местности?
Я расскажу вам, как на наш стол попадает хлеб.
Какой долгий путь проходит зерно.
Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это зерно
Вос-ль: Что за зернышко такое? Не простое золотое! (рассматривание, дать потрогать руками). Ребята, это зерно пшеницы. Пшеница – это хлеб.
Вос-ль: Мы сейчас не можем прорастить зерно, я его прорастила дома. Посмотрите, из зерна вырос зеленый росток, белые ниточки – это корешки. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы зерно проросло (земля, солнце и вода).
Вос-ль: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся на вспаханное поле.
2. Психогимнастика «Зернышки»
(дети встают в круг)
Представьте, что вы «зернышки», посадили в теплую землю. (дети присели). Пригревает теплое солнышко, веселый дождик поливает зёрнышки, появились нежные росточки (вытягивают руки).
Ласковый ветерок вас обдувает, росточки тянутся к солнышку (встали, качают руками).
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Вот какие выросли колоски.
Вос-ль: Хотите посадить зерно и вырастить пшеницу? Что вы видите на столе?
Дети: Стаканчики с землёй, зерно.
Вос-ль: Возьмём стаканчик с землёй, сделаем небольшое углубление, положим туда зернышко и присыплем зерно землёй, и немного польём водой. Вы будете ухаживать за своим зерном. Вот посмотрите, ребята, я дома вырастила уже вот такие ростки. Вот какой получился зеленый ковер. (дать потрогать руками). И у вас обязательно вырастет такая же пшеница.
Вос-ль: Ребята, вы знаете как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.
Вос-ль: Мы сейчас посмотрим, как выращивают хлеб на полях (название слайдов: пшеница, вспаханное поле, всходы, зелёная пшеница, жёлтая пшеница, колосья, уборка комбайнами, мукомольный завод, мука, хлеб).
Это зерно - пшеница
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю.
Вос-ль: как называют людей которые пашут землю? (Пахарь) (Показывает картинки)
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются
зеленые ростки – всходы.
Летом вырастают колоски, а в них много – много зерен.
Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами – комбайнами.
Вос-ль: как называют людей которые убирают колоски машинами – комбайнами. (Комбайнёры)
Зернышки достают из колосков – обмолачивают, ссыпают в машины и везут на мукомольные заводы.
Вот как много получается зерна.
Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.
Это мука. Мы можем купить ее в магазине.
Вос-ль: Что можно сделать из муки, если добавить в муку воду, яйцо, соль, сахар, дрожжи и замесить? (тесто)
Получается вот такое тесто.
Из теста делают хлеб, и хлебобулочные изделия.
А какие вы знаете хлебобулочные изделия? (ответы детей).
4. Продуктивная деятельность.
Вос-ль: Ребята, кто нам печёт хлеб?
Дети: Пекарь
Вос-ль: Сейчас мы будем пекари. (Одевают фартуки и колпаки).
Будем выпекать из теста угощение для кукол. Что нам для этого нужно?
Дети: Тесто.
Вос-ль: Дети, возьмите кусочек теста и вылепите угощение для кукол, кто какое желает. (бублик, пряник, печенье, булочку и т. д.)
Какие красивые получились изделия. (Кладём на поднос)
А сейчас вытрите руки от теста.
Вос-ль: Ребята, так как в нашем д/саду нет пекаря, мы попросим испечь наши угощения для кукол повара.
(отдаем повару)
5. Пословицы о хлебе.
Вос-ль: ребята, а вы знаете пословицы о хлебе?
В народе говорят:
Хлеб всему голова.
Без хлеба сыт не будешь.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
Вос-ль. Ой, ребята, я чувствую запах. А вы чувствуете? Давайте понюхаем носиками. Мне кажется, наши угощения для кукол уже готовы.
Знакомство с гостеприимством русских людей
Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, наш народ гостеприимный
Дети. Да
Вос-ль: Ребята, а в чем заключается гостеприимство?
Вос-ль: Конечно, приглашая гостей, угощают чаем и выпечкой испечённой хозяйкой дома.
(входит повар и приносит готовые булочки).
Повар: Ребята, угощения для кукол ещё пекутся, а я для вас испекла булочки.
Итог занятия.
Вос-ль: Ребята, давайте скажем спасибо повару за булочки. Посмотрите, какие булочки: пышные, румяные, с золотистой корочкой.
Вос-ль: А сейчас мы устоим чаепитие с пышными, румяными булочками.