Антонина Клепиковская
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба — труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного досуга
для воспитанников старшего дошкольного возраста
6-7 лет
Тема: «В каждом зернышке пшеницы,
в каждой крошке хлеба – труд»
Воспитатель
Клепиковская А. И.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста „В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба — труд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
Цель: Формировать представление детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
3. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.
Развивающие:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб.
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Создание условий РППС: помещение музыкального зала
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-мнемотехника;
- игровые технологии.
Материально-техническое оснащение:
-презентация, созданная с помощью программы Microsoft Power Point
-Загадки, пословицы, набор картинок, иллюстрации с изображением этапов выращивания хлеба, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, мука, зерно, техника, крестьянская печь.
Используемая методическая литература:
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
2. К. В. Назаренко «Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб».
3. Затулина Г. Я «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» (старшая группа, -М., 2007.
4. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», - М., 2005.
5. Под ред. Виноградовой А. М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / - М., 1980.
1 Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
- Ребята, знаете ли вы о том, что в нашем городе есть музеи?
- Кто из вас был в музее?
- В нашем детском саду открылся музей.
- Внимание, внимание!
Сейчас мы совершим увлекательное путешествие и я рада вас приветствовать в нашем мини-музее. Чтобы узнать в какой музей вы отправляетесь, предлагаю вам отгадать загадку:
На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен. (Хлеб)
2. Да, верно, это хлеб, и мы с вами в музее «Хлеба», и поговорим именно о нем.
Ребята, посмотрите на нашу первую экспозицию.
- Что здесь находится?
- Как можно одним словом назвать эти изделия?
Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе.
А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному хлеб.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
- Скажите, где можно купить хлеб?
- Кто знает, из чего пекут хлеб?
- А муку из чего делают?
Да, вы правы, ребята. Хлеб мы покупаем в магазине.
- Хотите узнать, какой путь проходит зерно, чтобы превратиться в хлеб на нашем столе.
Сюрпризный момент:
Я принесла с собой волшебный мешочек. А что в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:
-Золотист он и усат,
в ста карманах сто ребят.
Что же это?
- Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.
3. Колосок предлагает отправиться к следующей экспозиции нашего музея «Как наши предки выращивали хлеб?»
Ребята, посмотрите на иллюстрацию «Крестьянин пашет землю». Вот как раньше обрабатывали землю колхозники. Лошадь тянула за собой железный плуг, который вспахивал землю. Потом землю боронили.
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы не было комков и чтобы в землю поступала влага, воздух и тепло.
И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. Теперь можно начинать сеять!
Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо.
- Как вы думаете, какая должна быть погода в этот день?
- Почему?
Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай.
- Кто из вас знает, как собирали урожай?
Женщины брали в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
- Что нужно сделать, чтобы из колосьев вынуть зерна?
Для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались. Затем зерна собирали и просеивали от мусора.
- Ребята, а вы знаете что делали колхозники после того как собрали зерно?
Чтобы получить из зёрен муку, много людей трудились над тем, чтобы вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлебный,
Нужен труд десятков рук.
4. Хлеб - один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Недаром народ придумывал пословицы о хлебе.
Колосок предлагает вам выполнить задание:
«Угадай пословицу»
(по набору картинок предлагается детям составить пословицу)
Всего несколько слов, но как точно говорится в пословицах о важности хлеба. Как ценили и берегли хлеб во время Великой Отечественной войны, во время блокады нашего города.
«Много снега, много хлеба»
«Хлеб наше богатство»
«Хлеб всему голова»
«Будет хлеб – будет и песня»
«В хлебе наша сила»
5. Подойдем вместе с колоском к экспозиции «Блокадный хлеб»
«Презентация «Блокадный хлеб»
«Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь - без хлеба – нет».
Закончилась война, народ стал восстанавливать сельское хозяйство и на помощь им пришли умные машины.
6. Экспозиция «Умные машины помогают выращивать хлеб»
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Вспахивает землю, перемешивая удобрения с землёй и одновременно боронует – это рыхлит землю, чтобы не было комков.
- Кто ведет трактор?
-Ребята, а кто знает, что делают после того, как трактор вспахал поле?
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Колосок предлагает с вами поиграть: Динамическая пауза
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях.
Но вот зерна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины.
- Кто знает, как они называются?
- Кто работает на комбайне?
- Что же делает комбайн?
Машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
- Как вы думаете, что дальше происходит с зерном?
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Другие машины режут тесто на одинаковые части и передают в большие печи для выпечки.
Потом машины отвозят в магазины хлеб, батоны, булочки, баранки и все то, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
7. Колоску интересно, умеете ли вы отгадывать загадки. Задание : «Отгадай загадки и реши кроссворд».
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос.
Он - сильней десятка коней:
Где в полях пройдет весной
Летом хлеб встает стеной.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
До красна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба,
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба.
Маленькое, сдобное,
Колечко съедобное.
Я одна тебя не съем,
По кусочку хватит всем.
По вертикале получается слово «Хлебороб».
Сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, пекари, одним словом – хлеборобы.
Вот он румяный и душистый
Лежит и дышит на столе,
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
8. Рефлексия: давайте вместе с колоском выполним задание:
«Вырастим урожай»
Дети делятся на две команды. Из предложенных
вариантов картинок нужно отобрать - первой
команде – алгоритм действия как выращивали урожай наши предки. Второй команде – современное выращивание хлеба.
Дети выполняют задание. Проверяют выполнение задания другой команды.
9. Трудный и долгий путь прошло зерно, чтобы стать хлебом.
Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб.
Спасибо тебе, колосок, что ты помог нам совершить это путешествие.
Будем рады видеть вас в нашем музее.