Ольга Мануйлова
Проект «Что такое труд?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – практический проект в старшей группе на тему :
«Что такое труд?».
Выполнила: Мануйлова О. В.
воспитатель первой категории.
г. Миасс – 2017г.
Познавательно – практический проект :
«Что такое труд?».
Тип проекта : познавательно - практический;
Срок проведения: 1 месяц
Публикация «Проект „Что такое труд?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Участники проекта : Дети старшей группы(5 – 6 лет, воспитатели, родители, персонал ДОУ. ;
Образовательная область: социализация, труд;
Интеграция: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.
Проблема: Мы столкнулись с тем, что не все дети знают название профессий родителей, характерные особенности данных специальностей, не представляют важность разных профессий.
Актуальность проекта :
Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.
Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности.
Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.
Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка.
Цель: Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Воспитание ценностного отношения к труду, труду других людей к его результатам.
Развивать умение работать в коллективе, прийти на помощь. Своевременно развить чувство радости труда и позитивное отношение к труду у дошкольников, желание быть самостоятельным.
Задачи проекта :
Для детей
— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
— Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);
— Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
— Показать взаимосвязь между разными видами труда;
— Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
— Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;
— Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;
— Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;
— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
Для педагогов:
— Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;
— Подбор художественных произведений по теме проекта;
— Подбор дидиктических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;
— Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;
— Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;
— Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
— Продолжать развивать связную речь дошкольников;
-Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.
Для родителей:
— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
-Стимулировать творческую и познавательную активность детей;
— Провести беседу – рассказ о своей профессии;
Ожидаемые результаты:
1. Уважение к труду и желание помогать старшим;
2. развитые трудовые способности;
3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;
4. сформированные навыки организации совместного труда.
План реализации проекта :
1. Выявление и исследование проблем по теме проектана тему «Трудовое воспитание дошкольников»
2. Постановка целей и задач.
3. Подбор материалов для консультирования родителей по теме «Трудовое воспитание дошкольников».
4. Оформление бюллетеня для родителей «Что мы умеем и чему мы учимся»
5. Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов:
• ежедневная уборка игрушек в игровой форме с участием игрового персонажа и поощрение детей : значки, наклейки;
• ежедневное сопровождение процесса самообслуживания чтением потешек и коротких стишков по данной теме;
• ежедневное прослушивание музыкальных произведений ;
• коллективный труд на прогулке : «Уборка снега с участка», «Кормление птиц»;
• продуктивная деятельность на прогулке: «Постройка снежных фигур»;
9. Ознакомление детей с трудом взрослых : наблюдение, чтение, сюжетно- ролевые игры, беседы и речевые игры с использованием коллажей.
10. НОД с детьми включение детей в различные виды труда :
• ХБТ: обтирание модулей, расчистить дорожки от снега.
• Ручной труд : Аппликация, лепка с использование природных материалов, постройки из снега на прогулке.
• Труд в природе : уход за комнатными растениями, кормление птиц.
• Ежедневные поручения по различным видам труда.
Этапы реализации проекта :
Организационный этап:
1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:
I Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
II Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
III Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?
2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом
Подготовительный этап
1. Поиск идей проекта : изучение интереса детей для определения целей проекта;
2. Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор литературных произведений для детского чтения;
4. Разработка плана проведения мероприятий проекта;
5. Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.
2. План реализации проекта :
Образовательные области Виды деятельности Мероприятия по реализации проекта
Физическое развитие Физическая культура
Здоровье Ежедневные тематические ритмические физкультминутки;
П. и. «Пожарные на учениях», «Космонавты».
Игры – эстафеты «Собери мусор», «Построй дом».
Упражнения : «Застегни пуговицы», «Мы заправим наши майки», «Намылим наши руки».
Соблюдение режимных моментов.
Речевое развитие Коммуникация
Экспериментальная
деятельность Составление рассказов о профессии родителей.
Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача».
«Как я был в магазине»,
«Письмо Деду Морозу.»
Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)
Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»
Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии».
Изготовление словаря профессий
Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»
Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)
Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)
Социально- коммуникативное развитие Социализация
Коммуникация
Поручения:
1 Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов для с/р. игр;
2 уборка игрушек, строительного материала после игры;
3 помощь воспитателю в подготовке к занятию;
4 привлечение детей к помощи при протирке от пыли полок для игрушек, при мытье игрушек;
5 полив, рыхление цветов, полвв листьев.
Игры «Устроим куклам банный день», «Одежкин домик».
Ситуации: «О чём мечтают порванные книжки?», «Нужна ли кошке салфетка?»
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Художественно – эстетическое развитие Музыка
Художественное творчество
Чтение художественной литературы: Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
Прослушивание песни о мастерах (Ю. Ким,А. Рыбников)
Слушание аудиоспектакля «Хочу быть».
Рисование : Выставка рисунков «Кем я буду».
Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека».
Раскрашивание раскрасок «профессии»
Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
Ручной труд : • Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»
Пословицы и поговорки о труде.
Чтение стихов и рассказов о профессиях:
В. Маяковский «Кем быть?»,
М. Познанская «Пойдем на работу»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
Чтение произведений:
В Лифшиц «И мы трудиться будем», Б. Житков «Железная дорога», Н. Найденова «Ольга Павловна», С. Баруздин «Кто построил новый дом», Ю. Тувима «Всё для всех», С. Маршака «Почта».
Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»
Познавательное развитие Познание Беседы с детьми? «Зачем нужно трудиться?», «Виды труда», «Что мы знаем о профессиях, «Кем я буду, когда вырасту?».
Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
Игровая деятельность
1. Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
2. Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо»,, «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
3. Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так». Игры : «Все профессии нужны…», «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?». «Что я видел?».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Почта». «Магазин», «Больница», ,» Водитель» и др.
Практическая деятельность:
Наблюдения:
а) Наблюдение за деятельностью няни.
б) Наблюдение за работой воспитателя.
в) Наблюдение за трудом дворника.
г) Наблюдение за работой повара.
д) Наблюдение за работой медика
е) Наблюдение за работой прачки.
ж) Наблюдение за работой завхоза.
Экскурсии:
1. Экскурсия на почту;
2 Экскурсия в магазин;
3. Экскурсия в аптеку;
4. экскурсия в библиотеку.
5 экскурсия по ДОУ: прачка, кухня, мед. кабинет, кабинет завхоза, подготовительная группа, музыкальный зал.
Труд :
Труд в природе
Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарё м: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.
Самообслуживание
Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.
Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи
Ознакомление с трудом взрослых
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
Ручной труд
Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;
Хозяйственно-бытовой труд
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).
Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:
- Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
- Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.
Заключительный этап:
Коллективный хозяйственно-бытовой труд с детьми в группе.
Работа с родителями
Консультации для родителей : «Обязанности детей дома», «Трудовое воспитание дошеольников».
Оформление альбома совместно с родителями «Родители на работе на работе».
Беседы родителей с детьми о их трудовойдкятельности.
Литература:
1.«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т. В. Потакова, М. : «Творческий центр»,2003г.
2.«Дошкольникам о технике», И. И. Кобитина, М. :»Просвещение»,1991г.
«Дошкольное воспитание» №1,2006г.
3.«Любить труд на родной земле», Н. Н. Кокарева, А. К. Бондаренко, М. :»Просвещение»,1987г.
4.«Малокомплектный детский сад» под ред. М. А. Васильевой,М. : «Просвещение», 1988г.
5.«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р. Буре, М. :»Просвещение», 1987г.
6.«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л. В. Куцакова, М. :»Мозаика-Синтез»,2007г.
7.«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В. Алешина, М. ,2005г.
8.«Учите детей трудиться», Р. С. Буре, Г. Н. Тодина, М. :»Просвещение»,1983г
Приложение
Занятие “Почта”
Ход занятия
1. Оргмомент.
Цель: Развивать самоощущение, самопонимание, снять психоэмоциональное напряжение.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает сыграть в игру “Машина времени”.
Хотите узнать, где мы сейчас окажемся? (Да).
Тогда смотрите на машину времени и думайте: где мы? Как называется месяц, в котором мы оказались? (Июнь).
Назовите год, в который мы попали? (1821).
Вы увидели, чего никогда не видели. Удивились! Испугались! Обрадовались! Восхитились! (дети выполняют мимические упражнения).
2. Сообщение темы занятия.
Цель: Переключить внимание с игры на занятие, развивать любознательность.
Хотите узнать, чему будет посвящено наше занятие? (Да). Тогда попробуйте отгадать загадки.
3. Загадки.
Цель: Развивать мышление, учить выделять главное, совершенствовать навыки чтения.
Дети стоят около таблиц для чтения. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. Если не могут отгадать, читают ответ по таблице. Если отгадали. “пишут” отгадку указкой по таблице.
Как называется учреждение, которое передает сообщения? (Почта).
Как называется служащий, который приносит или передает сообщения? (Почтальон).
Как называется маленький кусочек цветной бумаги, на которой с обратной стороны нанесен слой клея? Его можно приклеить к любому почтовому отправлению? (Марка).
Как называется открытое письмо с иллюстрацией? (Открытка).
Почта, почтальон, марка, открытка – вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О почте).
4. Письмо.
Цель: Развивать память, интонационную выразительность речи.
Дети сидят на ковре. “Знаете ли вы, что были времена, когда люди не умели читать и писать? Письма были “живыми”. Почтальон – вестник заучивал наизусть послание и отправлялся в путь. Хотите стать вестниками? (Да).
Дети заучивают стихотворение. С. Маршака “Почта” с помощью мнемотехнической таблицы. Затем рассказывают это письмо воспитателю.
Физкультминутка.
Цель: Развивать переключение внимания, общую моторику, учить радоваться успехам других.
На полу намечают две линии на расстоянии друг от друга примерно 1м, между этими линиями – река, по краям – берег.
Почтальонам в разных странах приходилось преодолевать разные препятствия на своем пути. Какими должны быть почтальоны? (Храбрыми, смелыми, сильными, честными, выносливыми, внимательными).
Хотите быть внимательными? (Да).
Все играющие стоят на берегах. По команде ведущего “Река” прыгают в “реку”. По команде “Берег” прыгают на “берег”. Чтобы запутать играющих, ведущий подает команды быстро и беспорядочно: “Берег, река, река, берег…” Выходят из игры те, кто неправильно выполнил команду. Самого внимательного “почтальона” все поздравляют с победой.
“Если бы я был…”
Цель: развивать воображение, эмпатию, активизировать употребление сложноподчиненных предложений.
Дети стоят в кругу. Воспитатель каждому по очереди бросает мяч с вопросом:
Если бы ты был почтовым голубем, то…
Если бы ты был почтовым разбойником, то…
Если бы ты был почтальоном на Севере, то…
Если бы ты был почтальоном в Африке, то…
Если бы ты был почтальоном в поезде, то…
Если бы ты был письмом в бутылке, то…
Если бы ты был гусиным пером, которым писали письма, то…
Итог занятия.
Цель: подвести итог занятия, передать положительные эмоции.
О чем сегодня говорили? (О почте).
Когда появилась почта? (Очень давно, в прошлом).
Сейчас есть почта? (Да).
Какой будет почта в будущем? Придумайте (Версии детей).
Занятие “Магазин Карамельки”
Цель: Закрепить правила поведения в магазине, дать знания о профессии продавца и кассира. Развивать логическое мышление и навыки количественного счета.
Ход занятия
Карамелька: Здравствуйте, ребятки, сладенькие мои! Я, фея Карамелька, рада приветствовать вас в моем супермаркете. Знаете ли вы, что значит слово “супермаркет”? Оно состоит из двух частей: “супер”, что значит очень большой и самый лучший, а “маркет” – магазин. Проходите, пожалуйста. В моем магазине сначала был только кондитерский отдел, в котором продавались самые лучшие в мире сладости, а теперь в нем есть молочный, хлебобулочный, овощной и мясной отделы. Как вы думаете, какие продукты продаются в каждом из них? (Ответы детей).
Давайте проверим ваши ответы. Пройдем сначала в молочный отдел. Здесь сегодня проводится дегустация. Покупателям предлагают отведать продукцию нового молочного заводика.
Игра “Узнай на вкус”.
Карамелька завязывает детям глаза и дает попробовать сметану, молоко, творог. Тот, кто отгадал, получает гульден.
Карамелька: Я хочу, чтобы в моем магазине работали только лучшие продавцы, и поэтому устраиваю конкурс для претендентов на должность продавца. Хотите принять в нем участие? Тогда выполните первое задание. Сегодня рано утром в магазин привезли продукты. Помогите разложить их по разделам.
Игра “Разложи продукты по разделам”.
Карамелька показывает товары, а дети называют отдел в который их надо поместить.
Игра “Оформи витрину”.
Несколько детей по сигналу Карамельки начинают быстро разносить продукты, отнесет и красиво разложит их на витрине, получает гульден.
Игра “Узнай на ощупь”.
Карамелька: В моем магазине все овощи хранятся в специальных мешочках. Хороший продавец должен, засунув руку в мешочек, быстро определить, что за овощ или фрукт в нем находится (дети выполняют задание).
Игра “Узнай, что тяжелее?”
Представьте, что в магазине исчезли весы. Постарайтесь без них определить, какой кабачок тяжелее. (дети выполняют задание).
Игра “Отбери продукты для щей”.
Этот конкурс для девочек – будущих хозяюшек. Из овощей, выложенных на витрине, вы должны выбрать те, которые нужны для приготовления щей. Тот, кто быстро и правильно справится с заданием, получит гульден.
Игра “Веселый счет”.
Продавец должен уметь хорошо считать. Следующий конкурс поможет определить, кто из вас лучший счетовод. Дети решают веселые задачки в стихах
Игра “Установи цену продукта”.
Карамелька: Будущий продавец должен уметь определять цену товаров, поступающих в магазин. Прочитайте надпись на ценнике и установите стоимость продукта. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята, вы хорошие продавцы, и, если захотите, я с удовольствием возьму вас на работу. Я слышала, вечером вы идете ужинать в