Ирина Горяинова
Проект в группе старшего возраста «Природа — наш дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Ни люди, ни животные, ни растения не могут жить без воздуха. Чистый воздух нужен всем. Фабрики и заводы, автомобили загрязняют воздух. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.
Публикация «Проект в группе старшего возраста „Природа — наш дом!“» размещена в разделах
Без воды так же невозможно прожить. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Не вырастет урожай на полях без воды, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. Но заводы и фабрики загрязняют воду, и она становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, именно поэтому возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Известно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д.
Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
За содержащую основу экологического проекта взята комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Планирование по ознакомлению школьников с окружающим миром составлено на основе методических рекомендаций О. А. Соломенниковой Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Для воспитанников:
• формировать элементарные знания и представления об экологических проблемах леса;
• формировать познавательный интерес к миру природы;
• расширить представления детей о многообразии и пользе даров леса;
• формировать умение видеть красоту окружающего природного мира разнообразие его красок и форм;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать интерес и любовь к родному краю;
• формировать представления об экологических проблемах города;
• учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
• показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях;
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• способствовать развитию речи, памяти, восприятия, воображения;
• формировать у детей трудовые навыки и умения. Для педагогов:
изучить методическую литературу по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
определить эффективные приемы, методы, формы и средства для формирования экологической культуры дошкольников;
изучить опыт коллег в работе по данному направлению;
пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы. Для родителей:
• стать активными участниками учебно-воспитательного процесса;
• осознать ценность и значимость совместного творчества с детьми;
• повысить уровень экологической культуры.
Проблема:
Экологическая грамотность и бережное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния «экологической катастрофы». Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Новизна проекта :
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности, выстроенной согласно датам. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенностью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные результаты. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению по охране природы, во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Практическая значимость проекта :
Данный проект поможет заинтересовать детей и родителей неравнодушных к природе и даст возможность задуматься над своим отношением к миру вокруг нас. Ведь каждый может внести свой вклад и помочь сохранить нашу прекрасную природу!
Направления деятельности:
1. Познавательно-развлекательное направление - формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение мира природы, связанное с практическими делами (содержание в чистоте уголка природы и игровой площадки, забота о живой природе).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Основное содержание проекта
Тип проекта :
По длительности - долгосрочный,
По содержанию – познавательно-экологический, исследовательский.
Методы и приемы работы:
Наглядные методы: целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Целевая аудитория
Участники проекта : дети группы старшего возраста, родители воспитанников, педагоги, методист.
Возраст детей : проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Условия реализации образовательного проекта : проект разработан на один год; предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Форма организации деятельности детей: групповая.
Ресурсы:
• Информационное обеспечение проекта :
• Консультации для родителей;
• Консультации для воспитателей;
• Дидактический материал
• Методическая литература
• Художественная литература
• Игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
• Материальное обеспечение проекта.
• Экран, проектор, магнитофон, интерактивная доска, уголок экологической направленности.
План реализации проекта : 2021-2022 учебный год.
Этапы работы:
• Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
• Работа по плану с детьми, родителями.
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Презентация проекта.
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
• сформированное представление детей об экологических проблемах, значении природы для экологии в целом;
• сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
• ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью;
• проявление бережного отношения к природе.
Для педагогов:
• приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
• повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Для родителей:
• заинтересованное и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
• обогащение уровня экологических знаний родителей.
Пути реализации проекта :
• Пополнение содержания уголка природы дидактическими материалами.
• Организация выставки рисунков и поделок.
• Организация разных видов деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, театральной и т. д.)
• Организация групповой и индивидуальной деятельности.
• Организация совместной с родителями деятельности.
• Участие в акциях, конкурсах, в озеленении территории детского сада.
Продукт проекта :
• Изготовление макета «Природа во все времена года».
• Выставки рисунков и творческих работ.
• Выставка поделок из бросового материала.
• Создание серии книжек-малышек:
1. «Дары леса»
2. «Правила поведения в лесу»
3. «Стихи и загадки о природе»
4. «Деревья Санкт-Петербурга»
• Фотоотчет.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный.
1. Методическая мастерская «Проектная деятельность в детском саду» -
объяснение цели и задач участникам проекта : педагогам, детям, родителям.
2. Подбор материала.
3. Корректировка предложенного плана работы.
4. Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, наблюдений; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
5. Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы на тему «Лес»).
6. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на тему.
2 этап – основной.
Формы работы:
- Чтение стихов, сказок, рассказов.
- Наблюдения во время прогулки.
- Беседы с обсуждением, ситуативный разговор.
- Элементарно-поисковая деятельность;
- Совместная деятельность педагога и детей по направлениям:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры-драматизации
3 этап – заключительный. Подведение итогов.
Для детей:
• Игра по станциям
• Презентация проекта
Для родителей:
• Круглый стол «Экологическое развитие детей в семье»
Для педагогов:
• Анализ результатов проекта.
• Перспектива проекта : продолжить работу по формированию экологической культуры, разработав проект «Животные Санкт - Петербурга».
Список использованной литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М. : «Карапуз-Дидактика», 2006. - 208с.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
5. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.