Полина Строгонова
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей в младшей группе».
ТЕМА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ!»
Выполнила воспитатель:
Строгонова П. А.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий.
Сроки проведения: 20.03-31.03.23
Актуальность и значимости проекта :
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Для детей 3-4 лет игра является ведущим видом деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. У детей художественное и нравственное воспитание помогает в развитиее коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения с помощью театрализованной деятельности детям легче вживаться в роль и проигрывать различные ситуации, тем самым получая определенный опыт через произведения театральной деятельности. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.
Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Цель проекта : Способствовать развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей детей, умение сопереживати героям и радоваться, а также учится передавать эмоции, произносить реплики героев произведений.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
•воспитание у детей положительных черт характера - отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе.
Методы и приё мы организации театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении: осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты,театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность: театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность: направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения: направлен на расширение кругозора, на развитие речи и познавательных процессов.
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры: «Колобок», «Репка»
• пальчиковый театр: «Репка»
• театр на фланелеграфе: «Колобок», «Красная шапочка», «Гуси лебеди», «Три поросенка»
• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»
Участники проекта :
• воспитатели.
• дети группы.
Ожидаемый результат:
у детей воспитывается эмоционально – положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
у детей формируется навык общения.
Предварительная работа:
1. Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.
2. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В него входят различные пальчиковые таетры, театр для фланелиграфа, тряпичные куклы, сами сказки.
3. В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
5. Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей.
Подготовительный этап
1. Определение целей и задач.
2. Разработка проекта в группе : "В гостях у сказки".
3. Посещения театрализованного представления "Мухи-Цикотухи", подготовленного подготовительной группой.
4. Подбор игр, стихов, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
5. Пополнение различных видов театра.
Основной этап
Взаимодействие с детьми
• Познавательное развитие
1. Беседа «Что такое театр?»
2. Дидактические игры по сказкам : «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» из геометрических фигур, «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Из какой сказки?».
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.
4. Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками "Три поросёнка".
• Художественно-эстетическое развитие
1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.
2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…», «Песенка колобка».
3. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.
4. Лепка – по теме "Мой любимый сказочный персонаж".
5. Рисование – на тему : «Колобок»).
6. Прослушивание и проигрываниеи русских народных сказок в аудиозаписи.
7. Просмотр представлений детей подготовительной групп сказки "Муха- Цикотуха".
• Социально-коммуникативное развитие
1. Игры с детьми на развитие эмоций (пиктограммы)
2. Мимическая гимнастика
3. Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев).
• Речевое развитие
1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…
2. Рассматривание иллюстраций к произведениям
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Отгадывание загадок.
5. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?».
Заключительный этап
1. Составление перспективного планирования по театрализованной деятельности в младшей группе.
2. Презентация: показ детьми сказки “Репка".
Итог проекта :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы героев сказок.
Можно сделать вывод, что с помощью театрализованной деятельности у детей улучшается словарный запас, дети становятся более открытыми, улучшается память, внимание, а также решаются многие задачи воспитания детей дошкольного возраста.