Эльмира Исламутдиновна
Проект: «В гостях у сказки»
В гостях у сказки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» С. КАЯКЕНТ
Проект
«В гостях у сказки»
Авторы:
Джабраилова Э. И.
с. Каякент
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект: „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должного значения важной роли сказкам в воспитании детей.
Актуальность проекта : Как говорил В. А. Сухомлинский: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». За последнее время в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление:
1) глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета.
2) вредное подавляющее влияние в средствах массовой информации рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо-ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах.
3) объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Психологами доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей.
Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Целевой ориентир проекта : раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта :
для детей:
Социально-коммуникативное
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и сопереживания к героям сказок;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Познавательное развитие
- повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников
Речевое развитие
- активизация речевого и мыслительного творчества детей
Художественно-эстетическое развитие
- развитие чувства ритма и музыкального слуха;
- научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
- развитие умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Физическое развитие
- развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, без ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребёнка;
показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.
Проект долгосрочный, его реализация рассчитана на 5 месяцев
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели.
Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствие возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участии заинтересованных сторон.
Календарный план проекта строится в 3 этапа : подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы; основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану, и заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
Ресурсы проекта :
Кадровый ресурс
Педагоги: воспитатели групп, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
Родители
Материально-
технический ресурс групповые помещения;
музыкальный зал;
технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
наглядно-методические пособия; методическая литература.
Информационный
ресурс использование ИКТ;
выставки, консультации и т. д. ;
изучение методической литературы;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Ожидаемые результаты:
для детей:
развитие интереса детей к сказкам;
закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
воспитание чувства дружбы и коллективизма;
получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов:
изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
презентация проекта;
формирование желания продолжить проектную деятельность;
оформление проекта.
для родителей:
содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
укрепление детско-родительских отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период с января по май 2020 г. был запущен проект «В гостях у сказки». На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
I этап нашего проекта был подготовительный, где мы провели опрос и анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», потом согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям чаще». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.
II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и т. д. Прослушивали звукозаписи детских сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и т. д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными. Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков общения, а также активизацию речевого развития.
Список использованной литературы:
1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
2. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
6. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
7. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2005г.
8. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
9. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
10. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. : «Детство-пресс», 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц Название сказки Мероприятия Цель Участники
Январь «Репка»
«Колобок»
«Волк и козлята»
Беседа о русском народном творчестве.
Беседа «В руку книгу я беру».
Беседа «Что такое сказка?»
Чтение сказок и просмотр иллюстраций.
Рассматривание альбома «Русские народные сказки»
Пальчиковые игры «Репка», «Бабочка»,
«Сказки».
Рисование «День рождения Колобка».
Загадывание загадок о героях сказок.
Дидактическая игра «Сложи сказку из кубиков».
Подбор раскрасок по теме «Русские народные сказки».
Подвижная игра «Волк и козлята».
Совместная деятельность педагога и детей: Настольный театр по сказке «Колобок»
Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)
-учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
- учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.
- воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.
- Повысить эффективность работы по приобщению младших дошкольников к театрализованной деятельности через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
• - развивать разговорную речь детей, обогащать активный словарь;
• - учить понимать эмоциональное состояние героев сказки;
- сформировать самостоятельную творческую деятельность детей;
- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Дети группы, родители, воспитатели
Февраль «Петушок и бобовое зёрнышко»
«Маша и медведь»
«Гуси - лебеди»
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам.
Пальчиковая игра «Сказки»
Дидактическая игра «Кто лишний?»
«Из какой сказки герой»
Лото «Кто спрятался?»
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Загадки по сказкам.
Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных.
Изготовление масок для инсценировки сказки
Консультация «Русская народная сказка в жизни Вашего ребёнка» - учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.
- развивать интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечь детей в активную речевую работу;
- закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
- учить оценивать поступки героев.
- создать положительный эмоциональный настрой; - формировать у детей
представления о русской народной сказке через различные виды
деятельности.
Дети группы, родители, воспитатели
Март «Теремок»
«Гуси-лебеди»
«Свинья и коршун»
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций.
Беседа по содержанию.
Загадывание загадок о героях сказок.
Беседа «Пойдем в театр!»
Конструирование «Построим теремок для животных».
Дидактическая игра «Назови сказку»
Подвижная игра «Гуси-гуси».
Пальчиковая игра «Теремок».
Игровое задание: «Обведи и раскрась».
Поделки из природного материала «В гостях у сказки»
Театрализация сказки «Теремок».
Консультация «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». - учить слушать сказки, понимать содержание произведения;
- воспитывать интерес к сказкам;
- формировать желание у детей быть похожими на положительных героев;
- способствовать развитию диалогической речи;
- формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре;
- развивать умение имитировать характерные действия
персонажей;
- развивать графические навыки, передавать характер героев.
- воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев;
- создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков
сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Дети группы, воспитатели, родители
Апрель «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)
«Три медведя»
«Лисичка сестричка и серый волк»
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам.
Беседа по содержанию.
Загадки о героях сказок.
Пазлы «Наши добрые сказки»
Дидактическая игра «Расскажи сказку по сюжетам»
«Из какой сказки герой»
Рисование по сказкам
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.
Аппликация «Твой любимый герой сказки»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам
Обновление информации на информационном стенде группы
Консультация «Домашний театр»
- учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного;
- закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре;
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства;
- создать условия для взаимодействия детского сада и семьи;
- формировать у детей интерес к сказкам;
- воспитывать любовь и уважение к произведениям авторов;
- информировать родителей по теме;
- формировать интереса к теме проекта у участников проекта. Родители, воспитатели, дети группы
Май «Кот, петух и лиса»
«Бычок – чёрный бочок»
«Морозко»
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам.
Беседа по содержанию Дидактические игры:
«Разыграй свою сказку»
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по иллюстрации» «Опиши героя сказки»
Рассматривание альбома «В гостях у сказки»
Чтение и заучивание стихотворения «Мороз»
Пальчиковые игры «Звери», «Кто живет в лесу», «Сказки»
Загадки по сказкам
Игра «Подбери пословицу к картинке».
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства;
- развивать интерес детей к сказкам;
- закреплять умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
- воспитывать у детей чувства дружбы и коллективизма;
-сформировать самостоятельную творческую деятельность детей;
- учить оценивать поступки героев;
- использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей;
- учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Родители, воспитатели, дети группы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА Джабраилова Эльмира Исламутдиновна
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
ТИП ПРОЕКТА : долгосрочный (январь-май); познавательно-творческий, групповой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники, педагоги, родители.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: дети 3-4 лет
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: недостаточное внимание взрослых (родителей, педагогов) к важности использования сказок в воспитании дошкольников.
ЗАДАЧИ:
для детей:
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
воспитывать культуру речи,
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА :
Доступность
Соответствие возрасту
Целенаправленность
Вариативность
Научность
Участие заинтересованных сторон
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Этапы Сроки
Мероприятия
Подготовительный ЯНВАРЬ Беседы с детьми и родителями;
Составление плана работы.
Основной ФЕВРАЛЬ-
АПРЕЛЬ Совместная работа участников проекта согласно плану.
Заключительный МАЙ Обобщение работы;
Трансляция опыта работы.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
Конкурс рисунков среди детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
для детей:
развитие интереса детей к сказкам;
закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
воспитание чувства дружбы и коллективизма;
получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов:
изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
презентация проекта;
формирование желание продолжить проектную деятельность;
оформление проекта.
для родителей:
содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
укрепление детско-родительских отношений.
КРИТЕРИИ ПРОЕКТА :
заинтересованность участников проекта совместной творческой деятельностью;
активное участие участников проекта в совместных мероприятиях.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фиксация результатов Предъявление
результатов
Конкурс рисунков среди детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой»
Творческие театрализованные постановки «Парад сказок»
Фотоотчёт Выставка рисунков
Презентация