Ирина Алексеева
Проект «Удивительный мир камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность:1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Структура проекта.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Публикация «Проект „Удивительный мир камня“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта:
Обучающие:
1. Познакомить детей с природным материалом - камень.
2. Формировать умение определять свойства и качества камня.
3. Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.
Выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).
Для педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Для родителей:
Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
Развитие совместного творчества родителей и детей;
Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.
Подготовительный этап
Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах.
1. Составление плана проекта.
2. Изучение материалов по теме на различных сайтах
3. Подбор литературы
4. Знакомство родителей с проектом.
5. Создание развивающей среды (мини – музей «Удивительный мир камня»)
6. Пополнение уголка экспериментирования
7. Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Познавательное развитие:
Беседы «Что мы знаем о камнях»
«Нужен ли камень человеку?»
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие).
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней:
«Удивительные камни»,
«Как человек использует камни»,
«Простые и ценные камни в природе»,
«Камни, которые подарило море»,
«Камень, рождённый деревом»,
эксперименты:
"Какой камень тяжелее?"
"Пирамида из камней"
"Тонет - не тонет?"
опыты:
«Вода камень точит»,
«Почему камни бывают разноцветными?»,
«Какой камень тяжелее?»
Речевое развитие:
Чтение стихов, сказок о камнях,
П. П. Бажов «Серебряное копытце»,
П. П. «Малахитовая шкатулка»;
И. Н. Рыжова «О чем шептались камни»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».
Социально-коммуникативное развитие:
1. Дидактические игры с камнями "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь"(развитие сенсорных способностей, мелкой моторики)
2. Пазлы «Что из чего сделано»;
3. Сюжетно-ролевые игры: "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
4. Настольные игры: «Что из чего?»,«Четвёртый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку»
5. Мытье камней.
Физическое развитие:
Игра «Камень, ножницы, бумага»
Игра «Найди свой камешек»
Игра «Перенеси камни»
Игра «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:
Творческая мастерская (роспись камней).
Лепка камней из пластилина
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней
Заключительный этап
Проведение с детьми мини - викторины "Что мы знаем о камнях
Консультации для родителей: «Камень, который можно подарить ребенку»"
Развлечение с родителями «Каменная сказка»
Список литературы:
Рыжова Н. А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005;
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2003;
Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005;
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
Н. А. Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.