Ирина Чиркова
Педагогический проект «История солнечного камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст.
История Солнечного камня.
О янтаре знают и взрослые и дети, с ним связано множество тайн, он хранит следы древней жизни. На примере происхождения янтаря можно обсудить с детьми связь живой и неживой природой, совершить путешествие «в прошлое по ленте времени».
Знакомство предлагаю начать с наблюдений за хвойными деревьями.
Цикл наблюдений «Сосны весной».
Цель: расширять представления детей, знакомить с лечебными свойствами сосны и ее смолы – живицы.
Публикация «Педагогический проект „История солнечного камня“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
1. Сколько лет сосенке. На прогулке с детьми определить возраст дерева – сосчитать количество «этажей» веток и прибавить к полученной цифре 2-3 года).
2. Сравниваем с детьми на прогулке ветки сосны и ели.
3. С детьми выяснить, как растет сосна. (На верхушках – смолистые почки. Весной почки увеличиваются и становятся похожими на зеленые «свечки». Измерить длину свечек-побегов. Как изменились через неделю?
4. Наблюдаем за «цветением» сосны. Рассматривание шишек, смолистых и у которых летит пыльца.
5. Как сосна лечит. Рассказ воспитателя о том, что сосна- это аптека, используемая человеком с древности. Из нее получают большое количество различных продуктов, которые люди используют в медицине и дома, например: настой из молодых побегов сосны используют как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания и т. д.
6. Сосна «дружит» с животными. Семена сосны едет белки, клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей и почками питаются лоси, белки, тетерева, глухари; корой – жуки-короеды; древесиной – жуки-усачи, точильщики.
Исследование «Свойства янтаря»
1. Знакомство с янтарем. Рассматривание янтаря разного цвета.
2. Сравнение янтаря с другими камнями. Почему его называют солнечным камнем. Составление коллекции янтаря.
3. «В какой воде янтарь плавает?». В одной из легенд о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Для подтверждения этого утверждения провести с детьми опыт: опустить в стакан с водой кусочек янтаря – камешек утонет.
Что необходимо сделать, янтарь плавал? Предложить детям вспомнить какая вода в море – соленая, значит, воду надо посолить. Опустить камешек в соленую воду – камень плавает. Сделать вывод с детьми, что янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
4. «Янтарь – электрический камень». Опыт. Натереть кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произойдет? Кусочки бумаги прилипнут к янтарю.
Далее знакомство с янтарем проходит через различные виды деятельности:
Занятие по ознакомлению с окружающим: «Путешествие в прошлое янтаря по ленте времени».
Как изменилась Земля? Изменилась смола древних сосен? Находясь глубоко под землей, она превратилась в камень, земляные пласты сделали его твердым. Древний лес, который вырабатывал миллионы лет назад смолу будущего янтаря, уже давно исчез, но он оставил нам в подарок замечательный камень – янтарь.
Занятие по ознакомлению с окружающим: «Тайна лесного муравья».
Цель: расширить знания детей о янтаре как зоологической и ботанической «книге» древности, об использовании человеком замечательных свойств янтаря.
Рассматривание иллюстраций янтарных камней с останками животных. Рассказать детям, что янтарь, как книга, на страницах которой ученые обнаружили большое количество насекомых.
Беседа: «Лечебные свойства янтаря».
В старину считали, что подарить янтарь – значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.
Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу поселится радость. А когда глаза блестят, болезни и несчастья отступают.
Занятие по ознакомлению с окружающим: «Янтарь в руках человека».
Цель: Познакомить с работой мастеров, которые делают из янтаря украшения и сувениры. Развивать интерес, внимание, память.
Игра «Ювелирный магазин».