Нурмагомедова Айшат
Проект «Удивительный мир камней и кристаллов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 13»
ПЛАНЕТА ДЕТСТВА г. Буйнакск
Проект на тему : "Удивительный мир камней и кристаллов".
Руководитель проекта : Нурмагомедова А. М.
«Удивительный мир камней и кристаллов»
I. Введение.
Публикация «Проект „Удивительный мир камней и кристаллов“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» - говорил В. Сухомлинский. Для ребёнка все впервые. Познавательная активность дошкольников очень высокая. Самостоятельно они ещё не могут найти ответы на все интересующие вопросы- ему помогают педагоги. В нашем ДОУ, наряду с объяснительно – иллюстративным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, виртуальные «путешествия» по родному краю, миру, опытно-исследовательская деятельность, экскурсии и т.
Во время исследовательской и экспериментальной деятельности задействованы все органы чувств ребенка: он вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Орудийные действия развивают руку малыша. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов ребёнок узнаёт в процессе проведения простейших опытов, экспериментов, исследований.
И главная задача педагога – помочь ребенку в осознании окружающего мира.
II. Основная часть
Цель проекта :
Ознакомление с «миром камней и кристаллов».
Выращивание разных кристаллов в домашних условиях.
Задачи проекта :
1. Обогащать представление детей об объектах живой и неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
2. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об объектах неживой природы, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного исследования, сравнения и элементарного анализа.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.
4. Узнать интересные факты о камнях и кристаллах.
5. Узнать, какую пользу приносят кристаллы людям.
6. Вырастить кристаллы в домашних условиях.
7. Приобщать детей и родителей к коллекционированию.
Характер проекта :
По характеру деятельности - познавательно - исследовательский,
По количеству участников - групповой.
По продолжительности - среднесрочный.
Гипотеза:
Возможно ли вырастить кристаллы в домашних условиях?
Актуальность:
Выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие для большинства юных исследователей. Неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека. И может быть, проведенное вместе с детьми исследование повлечет за собой осознанный выбор будущей профессии кого-нибудь из них.
Реализация проекта :
Реализация задач проекта осуществляется по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
План по подготовке проекта.
1. Разработка поэтапного плана движения к цели.
2. Привлечение детей и родителей к осуществлению разделов проекта.
3. Сбор и накопление материала по теме проекта.
4. Включение в проект бесед, занятий, игр, экскурсий, опытов, экспериментов и другие виды детской продуктивной деятельности.
5. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Работа над проектом.
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок имеет право на ошибку и не бояться высказываться.
7. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком.
8. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
Этапы проекта.
Работа над проектом включает в себя деятельность педагога, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап 1. Формулирует проблему, цель.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
Родители поддерживают и принимают активное участие в подготовке проекта на всех этапах.
2 этап 1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность. 1. Объединяет детей в рабочие группы.
2. Распределение деятельности.
3 этап 1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и советует. 1. Формирование определённых знаний, умений, навыков.
2. Видеть и радоваться результатам коллективного труда, а также собственного участия в данном проекте.
3. Презентация проекта.
План мероприятий по проекту
«Удивительный мир камней и кристаллов»
Виды деятельности Формы работы Материал и оборудование Результат
1. Работа с детьми: Беседа: «Удивительное в камне»
Беседа: «Загадочный мир минералов».
Беседа: «Соль-полезное ископаемое».
Беседа: «Камень- рожденный деревом».
НОД: «Интересное о камнях и кристаллах».
НОД: «Кристаллы и камни в жизни человека».
НОД: «Простые и ценные камни в природе».
НОД: «В поисках открытий или чудесная сила камня»
Викторина-«Каменная викторина».
-Коллекция камней и кристаллов.
-Картинки различных пород камней и кристаллов.
-Сувениры, поделки, ожерелья из драгоценных и полудрагоценных камней.
-Фотоматериалы из интернет-ресурсов.
Дети различают и называют происхождение минералов и камней (морские. Вулканические, горные породы и тд., сопоставляют их особенности.
2. Чтение художественной литературы
Сказка П. Бажова «Голубая змейка».
Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».
Сказка П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
Сказка «Про янтарь».
Сказка «Про медь»
Сказка «О японской царевне».
Стихи и загадки о камнях и кристаллах.
Книга сказок П. Бажова.
Иллюстрации к сказкам П. Бажова.
Мультфильмы сказок П. Бажова.
Видеофильм о камнях и кристаллах.
Стихи и загадки о камнях и кристаллах (интернет ресурсы)
В итоге дети знают сказки, смотрели мультфильмы.
3. А) Опытно-экспериментальная деятельность с детьми.
-Рассматривание под лупой кристаллов и минералов.
-Опыт: «Растворимость кристаллов».
-Опыт: «Есть ли воздух в камнях?»
-Опыт: «Растворяются ли камни?»
-Коллекция камней и кристаллов.
-Выставка изделий из драгоценных и полудрагоценных камней.
-Фотоматериал изделий из драгоценных и полудрагоценных камней.
В итоге дети называют структурную форму, наличие воздуха в камнях.
Дети называют и различают некоторые драгоценные камни.
3. Б. Опытно-экспериментальная деятельность: «Выращивание кристаллов».
-Выращивание кристаллов из соли.
-Выращивание кристаллов из сахара.
-Выращивание кристаллов из медного купороса.
-Выращивание кристаллов из квасцов.
-Наблюдение за ростом кристаллов.
-Заполнение «Карты наблюдений».
Мини-лаборатория:
-Колбы,
-мерные стаканчики,
-нитки, леска,
-палочки для размеш-ия.
-Бум. салфетки.
Атрибуты для безоп-ти,
-«Карты наблюдений» и др.
В итоге дети делают самостоятельно выводы о том, что получилось из насыщенных растворов.
-Наблюдают и заполняют «Карту наблюдений»
Предполагаемый результат:
1. Приобретение новых знаний и впечатлений об объектах неживой природы (камнях минералах, кристаллах).
2. Расширение познавательно-речевой сферы дошкольников.
3. Выращивание кристаллов из соли.
4. Выращивание кристаллов из сахара.
5. Выращивание кристаллов из медного купороса.
6. Выращивание кристаллов из квасцов.
Практическая значимость проекта состоит из :
-Создания коллекции разных камней и минералов «Малахитовая шкатулка» для Мини-музея «Удивительный мир камней и минералов».
- Составление презентации с фотографиями выращенных кристаллов.
III. Выводы.
Проведя все эксперименты, дети должны прийти к выводу, что:
На рост кристаллов и их форму влияет температура.
Скорость роста у разных кристаллов разная.
Дольше всех растут кристаллы соли и сахара.
Быстрее всех растут кристаллы медного купороса.
Разные кристаллы имеют разную форму.
Разные кристаллы имеют разный цвет
Результаты исследования могут быть использованы на мероприятиях по ознакомлению детей с окружающим миром.
Литература:
1. Гризик Т. И. «Познаю мир».
2. Ковинько Л. В. «Секреты природы-это так интересно».
3. Еловская Л. Ю. «Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2013-№5.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».
5. Зенина Т. Н. «Ознакомление дошкольника с природными объектами».
6. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в детском саду».
7. Н. А. Рыжова «Я и природа», Москва 1999г.
8. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика», Москва 1999г.
9. Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж2002г.
10. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007г.
11. Энциклопедия «Я познаю мир» (Сокровища Земли).
12. Энциклопедия «Я познаю мир» (Камни и минералы).
13. Энциклопедия «Дошкольника».
14. Буклет-подшивка «Минералы-сокровища Земли» (Диагостини).
15. Интернет ресурсы.